Флот нескоро строится
Основным изменением условий хозяйствования рыболовов за последние годы стало то, что на ключевых экспортных рынках сбыта переработанной рыбной и крабовой продукции — США и ЕС — были введены запреты на поставки. Это привело к снижению экспортных цен и доходов рыболовов.
Из-за санкций и ограничений на поставки судового оборудования существенно выросли сроки (до 10 лет) и стоимость (более чем на 20%) строительства промысловых и краболовных судов на российских верфях, следует из пояснительной записки к проекту. Всего к 2025 г. на отечественных верфях должно было быть построено 105 судов для рыбопромышленников, в том числе 41 специализированное краболовное. Это первый этап программы «квот под киль» (продлен до 2026 г.). В конце декабря 2022 г. подписан закон о втором этапе инвестквот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами. По этой программе должно быть построено еще около 50 судов и 12 рыбоперерабатывающих заводов. В марте 2025 г. вице-премьер Дмитрий Патрушев отчитывался, что в рамках обоих этапов заказчикам передано лишь 40 судов: 23 рыболовных и 17 краболовов. По прогнозу Минпромторга России, до конца текущего года должны быть сданы еще 12. Из этих 40 судов 39 сданы по первому этапу инвестквот, стартовавшему в 2018 г., и один краболов — по второму этапу, сообщили «Эксперту» в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).
ОСК (Объединенная судостроительная компания, находится под управлением ВТБ) — это один из ключевых, но далеко не единственный исполнитель заказов рыбаков, пояснили в АСРФ. «Суда также строятся на Онежском ССРЗ, Окской судоверфи, ССЗ „Отрадное“, Находкинском СРЗ, Верфи братьев Нобель, Ахтубинском ССРЗ и других», — рассказал представитель ассоциации. До программы инвестквот строительство промысловых судов в России практически не велось, использовались в основном старые суда, приобретенные за границей, добавили в ассоциации.
В 2025 г. российские верфи передадут рыбопромышленникам в рамках программы «квот под киль» не более 13 судов, в том числе 8 из них планируют передать верфи ОСК, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Остается острой проблема отставания сроков передачи судов и уже есть случаи расторжения договоров, по которым осуществлялось строительство судов-краболовов. Например, краболов „Владимир“ для ООО „Мерлион“; 4 краболова, законтрактованные на „Окской судоверфи“ для ЗАО „Тефида“. Всего в рамках программы „квот под киль“ размещены и не завершены заказы на 97 судов».
Смещение сроков сдачи судов увеличивает срок окупаемости инвестиций и снижает эффективность освоения квот, а также сдерживает темпы переработки улова и общий экономический эффект отрасли, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Кроме этого, на инвесторов (как и в любой отрасли) сейчас негативно влияет высокая ключевая ставка — она приводит к увеличению стоимости обслуживания инвесткредитов и финансовой нагрузки на компании. Операционная прибыль краболовных компаний с 2021 по 2023 г. сократилась на 30%, операционная прибыль рыбопромыслового бизнеса в целом с 2022 по 2023 г. снизилась на 40% и продолжает снижаться, говорится в пояснительной записке.
«Реальные сроки окупаемости инвестпроектов по строительству рыбопромысловых судов — от 17 до 23 лет. Продлевая срок пользования инвестквотами, мы позволяем инвесторам-заказчикам судов продолжать строительство инвестобъектов, ввести их в эксплуатацию. Это позволит им реструктурировать кредиты, выполнить обязательства перед банками- кредиторами», — пояснил «Эксперту» один из авторов проекта, сенатор Сергей Митин.
Вторым пунктом законопроекта, более техническим, является разрешение на начало вылова по квотам в текущем календарном году, если аукцион по распределению квот проведен в первой половине этого же года. «Сегодня у нас право на добычу реализуется со следующего года. То есть провели аукцион — вылавливать можно со следующего года. Если торги проведены в начале календарного года, то нет возможности реализовать право на добычу в текущем году. Наша мера ускорит процесс», — добавил Сергей Митин.
Экспортные рынки
Задержки сдачи судов — значимый, но не единственный фактор, приведший к увеличению сроков окупаемости инвестиций в строительство судов.
Замороженная рыба — одна из важных экспортных товарных групп для России, отмечает сенатор Митин. США ввели запрет на импорт российских морепродуктов 11 марта 2022 г. До санкций Россия была одним из двух главных поставщиков крабов для США наряду с Канадой. В 2023 г. санкции были ужесточены — под запрет попали продукты переработки вне зависимости от страны-изготовителя, если использовалась выловленная в России или российскими судами рыба. Россия переориентировала экспорт рыбы на азиатские рынки. В частности, газета Nikkei Asia связывала с санкциями США резкий приток российской продукции в Японии и снижение цен на краба. По данным издания, за первые три квартала 2023 г. доля России в импорте краба в Японии составила 68,8% (в 2021 году — 5%, в 2022-м — 64,8%), несмотря на то что Япония в рамках санкций против России в апреле прошлого года повысила тариф на российские морепродукты.
Евросоюз также в 2022 г. ввел полный запрет на ввоз российских ракообразных, икры и ее заменителей, а с начала 2024 г. российская рыбная продукция начала облагаться в ЕС пошлиной. При этом ЕС — главный потребитель в мире белой рыбы и России экспортировала европейским странам большие ее объемы.
По словам Сергея Митина, перспективным рынком для продвижения российской рыбы может быть Африка. «Мы недавно проводили круглый стол вместе с коллегами из комитета по международным связям. Оказалось, что треть нашего аграрного экспорта идет в африканские страны. И как раз рыба может быть тут перспективным направлением, начинает продвигаться», — сообщил сенатор «Эксперту». Кроме того, стоит задача насытить собственный рынок: «К 2030 году мы должны увеличить потребление рыбы в России с 21 кг до 27 кг на душу населения».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag