Интервью

Дронам ищут место на небе

Авиаторы выступили против предложенных правил движения БПЛА

Дронам ищут место на небе
Фото: Silas Stein/DPA/Picture-alliance
Росавиация собрала мнения представителей авиаотрасли по поводу разосланных ею 9 января предложений по введению нового класса воздушного пространства в России для полетов дронов. В отраслевых ассоциациях негативно оценили инициативу Росавиации, посчитав ее опасной для полетов пилотируемых самолетов и вертолетов.

Разделение по высоте

Росавиация в начале 2025 г. направила профильным общественным объединениям предложение по выделению отдельного класса воздушного пространства под полеты гражданских дронов. Письмо направлял замглавы ведомства Андрей Потемкин (копия имеется в распоряжении «Эксперта»). Изменения должны быть внесены в федеральные правила (ФАП) № 138 «Правила использования воздушного пространства».

Предлагается внедрить новый класс пространства под литерой H для полетов беспилотников, следует из письма Росавиации. В диапазоне от 300 до 400 метров над земной и водной поверхностью будут разрешены только полеты беспилотников с ограничением по скорости не более 300 км/ч. Вокруг этого слоя (в пределах 100 метров ниже нижней границы и 100 метров выше верхней границы класса) будут созданы буферные зоны, где запрещены любые полеты.

Для полетов беспилотников в пространстве H не потребуется постоянной двусторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (ОРВД). Получение разрешения на полет будет носить уведомительный характер: нужно будет сообщать о нем диспетчеру за 30 минут до вылета.

В Росавиации не смогли ответить на вопрос «Эксперта», почему выбран именно такой диапазон высот. Скажем, в Китае — единственной стране, где существует отдельный класс пространства для дронов, — он находится на высоте до 120 метров.

В российском авиазаконодательстве уже существует неконтролируемое воздушное пространство класса G (от 150 до ориентировочно 3050 метров), напомнил «Эксперту» представитель Росавиации Артем Кореняко: «В этом классе предусматривается выполнение полетов по правилам визуальных полетов (ПВП, то есть экипажи в полете ориентируются визуально на линию горизонта, местность и другие суда) без обязательного наличия постоянной радиосвязи. Класс Н, как и класс G, планируется отнести к неконтролируемому воздушному пространству. К буферному слою предлагается применить аналогичный подход».

Пространство класса H будет установлено не над всей территорией России, а только в районах, где не установлен класс пространства С (хотя класс С есть практически над всей территорией РФ с минимальной нижней границей, которая варьируется в диапазоне от 300 до 5500 метров), где есть реальная потребность для полетов беспилотников и низкая интенсивность полетов пилотируемых воздушных судов, сообщили «Эксперту» в Росавиации. В ведомстве при этом подчеркивают, что направленные предложения носят предварительный, концептуальный характер и будут дорабатываться с учетом мнения авиационного сообщества.

Большие опасения малых авиаторов

Авиационное сообщество уже негативно оценило идею «Росавиации». «Эксперт» ознакомился с позицией Ассоциации малых авиационных предприятий (МалАП), Ассоциацией авиаработ, АОПА-Россия (Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов), ассоциации беспилотников «Аэронекст» и Ассоциации вертолетной индустрии (АВИ).

«Всем пилотируемым воздушным судам при наборе и снижении высоты предстоит пересекать эшелон полетов слепых и малозаметных, но очень скоростных (до 300 км/ч) беспилотников, летающих в новом классе в хаотичном уведомительном порядке», — считает председатель правления МалАП Сергей Детенышев (хотя в районе аэродромов класса Н в принципе быть не может).

Нововведение создает риски для малой авиации, чьи суда летают на высоте до 500 метров от земли, опасаются в АОПА. «В предложениях Росавиации ничего не сказано о требованиях о наличии у дронов бортового оборудования Detect-and-Avoid (DAA, предупреждает о сближении с другим воздушным судном), а также о требованиях к внешним пилотам таких дронов иметь соответствующую квалификацию, позволяющую надеяться на выполнение ими требований „вижу-избегаю“», — говорится в тексте позиции АОПА, опубликованном на ее официальном ресурсе.

В одно пространство с дронами рискуют также попасть пилоты, выполняющие сельхозработы, предупреждают в Ассоциации авиаработ. Пилот не успеет сориентироваться и уклониться от дрона в случае его обнаружения в небе, отметил исполнительный директор ассоциации Вадим Цыганаш: «При ширине беспилотника 20 см и высоте 10 см дальность его видимости составит от 100 до 200 метров в зависимости от направления зрения пилота. Это расстояние при скорости 100–150 км/ч воздушное судно пролетит за 0,2–0,36 секунды. При средней скорости реакции пилота от 0,2 до 0,27 секунды с учетом инерции судна командир не имеет возможности предотвратить столкновение с дроном».

Возражают против нового класса и вертолетчики: ассоциация АВИ указала, что создаваемые слои резко сократят для вертолетов диапазон рабочих высот (до всего 200 метров над рельефом). Минимальная высота для работы вертолета с внешней подвеской по нормативам составляет 200 метров, и запас для маневра в таких условиях практически отсутствует. Вертолетчики прогнозируют возникновение конфликтов в воздухе между беспилотной и пилотируемой техникой из-за отсутствия прописанных правил взаимодействия: «Это делает невозможным координацию между ними в режиме реального времени, что увеличивает вероятность столкновений».

«Согласно Воздушному кодексу России, у нас декларируется равенство всех видов авиации. Совершенно некорректно „нарезать“ разные зоны неба под разные типы воздушных судов. А для обеспечения безопасности полетов нужно, чтобы воздушные суда друг друга „видели“», — считает зампредседателя правления АВИ Михаил Казачков.

Предлагаемый интервал высот не устраивает и операторов беспилотников. В ассоциации «Аэронекст» (объединяет разработчиков и производителей беспилотников) отметили, что дроны летают далеко не только в слое высот 300–400 метров над землей. «Распределение высот при аэросъемочных работах варьируется от 0 до 1000 метров. Поисково-спасательные дроны летают на высоте 50–100 метров, авиационно-химические — 3–30 метров, работы по магнитометрии выполняются на высоте 10–100 метров, а работы по аэрологистике — 100–500 метров», — отмечается на сайте ассоциации.

«Одним из рассматриваемых вариантов обеспечения безопасности использования воздушного пространства при пересечении буферных высот является введение кратковременных ограничений», — отметили в Росавиации, но не пояснили, на кого они будут распространяться и как именно применяться.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Технологии, 18 июн 19:00
На ПМЭФ обсудили внедрение беспилотных технологий
Технологии, 13 окт 11:00
Новой технологии нужно время, чтобы оказать влияние на экономику
Технологии, 8 окт 20:01
Пузырь на рынке ИИ грозит глобальным кризисом
Технологии, 12 сен 10:45
Техника глубокого погружения
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда