Интервью

От тарифов к персонализации

Как операторы связи будут менять работу с клиентами

От тарифов к персонализации
Фото: пресс-служба МТС
В последние годы рост российского телеком-рынка в B2C-сегменте «уперся в потолок»: на одного пользователя уже приходится по две SIM-карты, а рост объема рынка в ближайшие годы может замедлиться. В таких условиях операторам связи все чаще приходится не просто продавать услуги связи, а создавать новую ценность в своих продуктах и услугах для B2C-рынка. Вице-президент по розничному бизнесу МТС Юрий Нефедов объясняет, для чего операторам нужно удивлять абонентов, какие технологии будут внедряться в телеком-продукты и почему понятие «тариф» скоро исчезнет.

Российский телеком рынок, судя по недавним данным Минцифры, демонстрирует уверенный рост: выручка сектора в 2024 году достигла 2,1 трлн рублей, прибавив 7,8% год к году. Объем мобильного трафика вырос на 13,9%, фиксированного — на 28,1%, а общее число интернет-абонентов превысило 188 млн.

Цифры могут обнадеживать, но за ними при ближайшем рассмотрении скрывается простой факт: рост рынка замедлился, прошлогодние показатели не перекрывают инфляцию — 9,52% по данным Росстата, а в будущем темпы роста рынка могут замедлиться. К такому выводу пришли аналитики Nexign: они предполагают, что до 2027 г. телеком будет расти не более чем на 6% ежегодно. Расти рынку в рознице практически некуда: на одного абонента уже в среднем приходится по две SIM-карты. К тому же, индексация тарифов в текущих условиях — это крайне непростой процесс для любой телеком-компании.

Но проблема не только в этом. Сама связь перестала быть продуктом активного выбора, превратившись в нечто столь же базовое и незаметное, как воздух. Удивить абонента скидкой или новым пакетом гигабайтов сегодня практически невозможно — это больше не ключевой фактор лояльности. Когда вы, например, в последний раз всерьез беспокоились о нехватке минут или трафика? Поэтому перед операторами при работе в B2C встает сложная задача: не просто предоставить услуги связи, а создать для абонента принципиально новый опыт, тот самый «вау-эффект», который переопределит его ожидания.

Два тренда, меняющих индустрию

В этих условиях российские игроки уже начали двигаться по двум ключевым векторам. Во-первых, происходит глубокая технологизация традиционных продуктов. Речь уже не о простых «опциях», а о внедрении решений, кардинально меняющих пользовательский опыт: очистка страниц от рекламы, AI-ассистенты в поддержке, предиктивные антифрод-системы, блокирующие спам до первого звонка, интеграция телеком-продуктов в элементы «умного дома», внедрение геймификации в экосистемные решения и так далее. Мы в МТС уже идем по этому пути. Например, в Membrana мы объединили связь с сервисами по защите приватности пользователя в сети. К тому же, наши решения, защищающие абонентов от мошеннических звонков, уже давно известны на рынке. Таким образом мы создаем для абонентов новую ценность в привычных продуктах, объединяя классический телеком и инновационные решения. Впрочем, по этому пути идем не только мы: схожего подхода начинают придерживаться и другие участники российского рынка связи.

Во-вторых, операторы переходят от массовых тарифов к гиперперсонализации, основанной на анализе больших данных и реального поведения абонента. Клиент устал быть просто «сегментом» в маркетинговой базе. Он ждет предложения, учитывающего его уникальные паттерны: время и место использования трафика, предпочтения в сервисах, даже частоту звонков близким или активность в соцсетях. Фокус смещается с продажи универсальных пакетов на создание по-настоящему индивидуальных цифровых контрактов.

Так, мы запустили тариф Reel, ориентированный на молодежную аудиторию. Он адаптирован под их ритм жизни: акцент сделан на безлимитных соцсетях и видеоплатформах, гибкие опции и формат контента и интерфейса, говорящий с ними на одном языке. По схожему пути мы пошли и в приложении «Прогрессоры», объединив тариф с геосервисами, играми и виртуальной валютой, которую можно потратить на скидки, оплату тарифа, а также у партнеров.

Сценарии развития

То, о чем я рассказал выше — первые признаки трансформации, которая предстоит российскому телеком рынку. Продуктовая стратегия операторов будет развиваться в трех основных направлениях. Первое — выход за рамки традиционного телекома. Ценность будет создаваться не гигабайтами, а экосистемой сервисов: интеграцией со стриминг-платформами, финансовыми услугами, умным домом, облачными решениями. Связь уже становится точкой входа в мир комплексных решений повседневных задач.

Второе направление — наполнение продуктов технологиями, закрывающими конкретные «боли» клиента. Это могут быть сервисы для защиты приватности, развлечений и другие функции, делающие связь более технологичной. В будущем нас ждет внедрение прямо на сети ИИ-агентов, способных, например, прямо во время разговора обеспечить потоковый перевод речи.

Третья, и самая неизбежная тенденция — окончательный уход от понятия «тариф» в его нынешнем виде. Искусственный интеллект и предиктивная аналитика позволят формировать динамические, адаптивные предложения, которые будут подстраиваться под жизнь абонента автоматически: добавлять трафик перед поездкой, предлагать оптимальный пакет минут для регулярных звонков, интегрировать нужные сервисы по подписке.

Российский телеком стоит на пороге радикальной трансформации. Инвестиционное давление — будь то развертывание 5G или модернизация инфраструктуры, а также борьба за абонента требуют от участников рынка новых подходов. Выиграет не тот, кто предложит больше гигабайт за рубль, а тот, кто даст абоненту принципиально новый опыт телекоммуникаций.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Технологии, 21 янв 20:10
Установлен рекорд по запускам мощными носителями низкоорбитальных спутников
Технологии, 10 янв 18:50
Развитие интернет-технологий обеспечило рост космической индустрии
Технологии, 4 окт 2024 18:00
За год число DDoS-атак на телекоммуникационную инфраструктуру выросло в 50 раз
Технологии, 12 июн 2024 11:30
Что дает сотовым операторам ужесточение правил регистрации новых номеров
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда