Войти
Интервью

Что собирал Сергей Щукин, кроме модернистов

Открылась выставка малоизвестной части собрания выдающегося коллекционера

Что собирал Сергей Щукин, кроме модернистов
Фото: пресс-служба ГММИ им. А.С. Пушкина
Выставка «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина рассказывает о разносторонних интересах московского купца Сергея Щукина. Они в том числе распространялись на египетское и восточное искусство, а также на живопись старых мастеров.

Сергей Щукин запомнится всем последующим поколениям благодаря страсти к новому искусству. Его совместными с Иваном Морозовым усилиями в российских музеях сейчас находятся лучшие образцы живописи художников-модернистов. Выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков рассказывает о том, что еще интересовало Сергея Щукина, его братьев Дмитрия, Ивана, Петра и сына Ивана. Все они были увлеченными коллекционерами.

Искусствоведы признаются, что сейчас сложно понять, кому именно из семьи Щукиных принадлежали те или иные произведения. Сергей Щукин приложил максимум усилий, чтобы его коллекция, после ее национализации советским правительством, сохранилась. Но революционный вихрь не прошел для нее без следа. Сейчас коллекцию во всей полноте, какой она досталась большевикам в 1918 г., можно восстановить только в воображении по описям 1923 г. В парадных залах старинного особняка в Большом Знаменском переулке, где располагалось семейство Щукиных, хранились 250 произведений искусства — их можно увидеть на фотографиях. Но коллекция включала в себя, предположительно, еще по крайней мере столько же предметов.

Не меньше 140 артефактов Древнего Египта появились в коллекции Сергея Щукина после его путешествий по пустыням Синайского полуострова. Упрощенность в сочетании с глубокой сложной фактурой, а также следами времени и привлекала Сергея Щукина. Искусствоведы отмечают грубоватость египетских поделок. За ними необязательно было ездить в Египет. Подобного рода изделия можно было купить и в парижских восточных лавках. Не исключено, что любовь к ним у Сергея Щукина пробудили полотна Поля Гогена и Пабло Пикассо, использовавших в своих работах элементы упрощенного стиля.

Что собирал Сергей Щукин, кроме модернистов
Фото: пресс-служба ГММИ им. А.С. Пушкина

Китайские, корейские и японские произведения искусства приобретались Сергеем Щукиным как раз в Париже и предназначались для пополнения домашней экспозиции. Они хорошо сочетались с полотнами Сезанна, Ван Гога, Дерена. Еще в 1920-е гг. эта часть коллекции Щукиных досталась Музею Востока. На выставке представлены несколько ныне принадлежащих ему работ, по которым можно воссоздать эту область интересов семьи Щукиных: китайский «Портрет дамы со служанкой» и «Портрет буддийского патриарха Чанмэй-лаоцзу» XVII века, «Цветы мальвы и коричное дерево» XIV века. Рядом с ними — узнаваемый «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна. В десятые годы прошлого века она висела как раз рядом с произведениями китайской живописи.

Что собирал Сергей Щукин, кроме модернистов
Фото: пресс-служба ГММИ им. А.С. Пушкина

Сохранился снимок комнаты в доме Щукиных с произведениями старых мастеров. По общему признанию, это самая загадочная часть коллекции. На выставке в Пушкинском музее можно увидеть элементы лишь одной стены этого ансамбля. Это испанский «Натюрморт с рыбами, черепахой и угрями» и полотно Батистелло «Жертвоприношение Авраама». Обе картины написаны в XVII веке. Рядом — коллекция деревянных скульптур, ныне атрибутированных как произведения итальянских и немецких мастеров эпохи готики и барокко.

Что собирал Сергей Щукин, кроме модернистов
Фото: пресс-служба ГММИ им. А.С. Пушкина

Вершиной искусства создания интерьеров начала XX века была Розовая гостиная в доме Щукиных. В 1911 г. Анри Матисс лично создал в ней композицию из собственных картин. Она расположилась в комнате с розовым потолком, светло-зелеными стенами и фиолетовым ковром. Еще на протяжении трех лет он дистанционно дополнял экспозицию в Розовой гостиной новыми полотнами. Но в отличие от восстановленного реставраторами музыкального салона Дени, французский художник написал для одной из комнат в доме Ивана Морозова монументальные полотна — ныне Розовую гостиную можно представить только по фото. Как только коллекция была вывезена из исторического особняка, композиция распалась. Элементы декоративного оформления Розовой гостиной в выставочном зале Пушкинского музея — единственные известные на сегодняшний день подлинники.

Что собирал Сергей Щукин, кроме модернистов
Фото: пресс-служба ГММИ им. А.С. Пушкина

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 8 дек 12:43
Вышли первые серии мистического детектива «Прометей»
Культура, 1 дек 12:26
На экраны выходит ремейк эротического хита из семидесятых
Культура, 1 дек 12:20
В Самаре наградили лауреатов фестиваля «Музыкальное сердце театра»
Культура, 23 ноя 15:29
Премьера сериала с Викторией Исаковой и Славой Копейкиным в главных ролях
Свежие материалы
Владимир Путин призвал генеративные модели на госслужбу
Президент поручил провести стратегическую сессию по развитию ИИ в РФ
Технократ переходного периода
В мире,
Чего ждать от нового премьера правительства Сирии
Молодым в IT у нас дорога
Промышленность,
Бизнес стал еще лояльнее к разработчикам без опыта