— На что в этом году делала акцент команда фестиваля при отборе фильмов?
— Мы старались выбирать кино, которое вызовет наибольший общественный резонанс и привлечет трафик в лице продвинутых, просвещенных зрителей. Нам еще предстоит подбить статистику, подсчитать количество проданных билетов и регистраций на сеансы (Никита Михалков на церемонии закрытия ММКФ назвал число зрителей фестиваля — 40 тысяч), но по моим наблюдениям, в этом году аншлагов было больше, чем обычно. Сработала ставка на то, чтобы отобрать чуть меньше фильмов (на 30–40), но при этом сделать сильные программы с повтором сеансов, предоставив зрителям больше возможностей на них попасть.
Мы показали 200 фильмов. По количеству зрителей — ММКФ в числе таких мировых лидеров, как фестивали в Берлине и Торонто.
— Насколько сложно было в этом году найти фильмы для конкурсной и других программ?
— Сложность заключалась в том, что надо было отсмотреть 1,6 тысяч заявок и по каждой из них принять решение. Я могу сказать, что качество заявок, приходящих на ММКФ, растет. Выбирать становится сложнее.
— Несколько лет назад фестиваль переместил фокус внимания с Европы и США на остальной мир. Как сработала эта стратегия?
— Именно она приводит к повышению зрительского интереса к фестивалю. Мы стремимся к тому, чтобы баланс между Востоком и Западом соблюдался по принципу 50 на 50. Мы не выверяем его лабораторным путем. Это получается естественным образом. Из 50 стран, представленных в этом году на фестивале — 26 дружественные или нейтральные по отношению к России государства, и 24 — те, чьи правительства проводят недружественную политику, но кинематографисты продолжают присылать заявки и участвовать в ММКФ. У нас в этом году председатель жюри основного конкурса — испанец Луис Миньяро, председатель жюри конкурса документального кино — американец Питер Кузник. Люди едут на фестиваль работать и представлять свои картины. У кого не спросишь, почему, — все говорят о гражданской дипломатии и необходимости наводить мосты и продолжать диалог. Мне очень понравилась фраза, сказанная членом жюри основного конкурса Джоном Робинсоном: «Я понял, что очень боюсь ехать в Россию, и мне настолько стала интересна природа этого страха, что я решил туда отправиться и понять его на месте». По словам Питера Кузника, если раньше можно было сомневаться: ехать в Россию или не ехать, сейчас об этом нельзя даже думать, надо обязательно приезжать и разговаривать. И чем сложнее разговор, тем важнее его вести, потому что все тектонические разломы, которые меняют мировой ландшафт, возникают в зоне молчания.
— Что дало фестивалю нововведение этого года — конкурс «Русские премьеры»?
— На все «Русские премьеры» в «Художественном» зрители ломились. Усиленный акцент на отечественное кино оправдан теми темпами, которыми развивается российская киноиндустрия, и, естественно, что Московский международный кинофестиваль становится площадкой для показа всего нового, что появляется в российском авторском кино. Российское кино представлено во всех программах: основной конкурс, конкурс «Русские премьеры», конкурс короткометражного кино, анимационный внеконкурсный сектор «Мультвселенная», и это всегда современные интересные авторские высказывания.
Потенциально Россия может обойти в сфере киносериального экспорта как некоторые европейские страны, так, например, и Турцию. У нас нет задачи кого-то подвинуть, наша задача — занять свое место, и нам в этом препятствуют. Коллег можно понять. Они не хотят конкуренции и пытаются ограничить ее искусственно. Искусственные ограничения конкуренции приводят к деградации целых секторов индустрии. К счастью, у нас есть собственный огромный рынок сбыта. Мы можем развиваться, пусть и в замедленном темпе, и без доступа к каналам, контролируемых Голливудом. Рано или поздно эти каналы будут открыты, либо им появится такая мощная альтернатива, что они утратят свое значение. Собака лает, караван идет: российская киноиндустрия продолжает выпускать значимые работы, и она будет и дальше это делать. Фестиваль — площадка, где можно посмотреть, как это происходит, хотя бы одним глазком. Всей картины происходящего здесь нельзя увидеть, потому что она слишком большая даже для Московского международного кинофестиваля.
— Что происходит на деловой площадке фестиваля?
— Здесь постоянно ведутся переговоры: сюда приезжают официальные делегации — на уровне заместителей министров. Неслучайно об учреждении Евразийской киноакадемии и евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка» было объявлено во время Московского международного кинофестиваля. Премия будет вручена уже в декабре, тогда мы и увидим «первых ласточек» политики Евразийской киноакадемии.
В один из первых дней фестиваля проходил питчинг дебютантов — важнейшее событие для всех, кто начинает свой путь в индустрии. Здесь можно заявить о своем проекте впервые или повторно и привлечь внимание продюсеров. Я знаю, что на некоторые из представленных на питчинге проектов обратили внимание очень серьезные игроки рынка. Поэтому питчинг дебютантов на ММКФ дает «путевку в жизнь» порой очень серьёзным режиссерам. В последний день пройдет закрытый для широкой публики питчинг стипендиальной программы «Автор», которую запустил «Фонд кино», а теперь за нее отвечает автономная некоммерческая организация «Автор». Это программа позволяет практически любому человеку, если его заявка показалась интересной экспертам, в течение года работать над сценарием, получая стипендию 150 тысяч рублей в месяц и проходя обучение в самых передовых отечественных киношколах.
— Вы модерировали встречи кинематографистов с журналистами — кто из авторов оказался самым запоминающимся в представлении своих фильмов?
— Мне очень запомнилась встреча с создателями снятого на Алтае фильма «Волки». Алтайская кинематографическая индустрия только начинает свое развитие, и я думаю, что этот фильм придаст ей очень мощный импульс. Киноведы вручили ему приз с формулировкой «За открытие новой кинематографической территории». И мы действительно через этот фильм открываем новую кинематографическую территорию. Как в свое время американский сериал Тейлора Шеридана «Йеллоустоун» показал штат Монтана, так и фильм «Волки» показывает российскую Монтану — Республику Алтай. В этом фильме есть ощущение открытия. Приехали ребята — скромные, искренние, волнуются, а кино сняли мощное, кино, которое даст фору очень многим фильмам. Спрашиваешь у них, что происходит на Алтае в кино, и они отвечают: «Все только начинается». Ожиданием того потрясающего, что может произойти в будущем, и запомнилась эта встреча.
ММКФ вручил призы
На 47-м Московском международном кинофестивале обладателем приза «Золотой святой Георгий» за «Лучший фильм конкурсной программы» стал фильм «Элизиум» Прадипа Курбы (Индия). В конкурсе документального кино победил фильм Пань Чжици «Тетушка Ху и ее райский сад» (Китай). В конкурсе короткометражного кино лучшим признан фильм Фона Кортисо «Танец пчелы» (Испания). В конкурсе «Русские премьеры» члены жюри отдали предпочтение фильму «Мужу привет». Лучшим режиссером признан Прадип Курба, лучшей актрисой — Мария Родригес Сото («Дом в огне»), лучшим актером — Евгений Цыганов («Семейное счастье»). Специальный приз жюри ММКФ получил Фархат Шарипов за фильм «Эвакуация» (Казахстан). Приз ММКФ за вклад в мировой кинематограф вручили актеру Владимиру Ильину.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag