Интервью

Операторам присудили объективные награды

Премия «Белый квадрат» объявила победителей

Операторам присудили объективные награды
Фото: пресс-служба Премии «Белый квадрат»
28 апреля прошла церемония награждения премии «Белый квадрат». Учрежденная Гильдией кинооператоров Союза кинематографистов России в 2004 г., она является единственной в своем роде специализированной наградой в области операторского искусства. На победу претендовали операторы-постановщики фильмов «Сто лет тому вперед», «Мастер и Маргарита», «Любовь Советского Союза», «Золото Умальты», «110» и сериалов «Прометей», «Лихие», «Дети перемен» и «Трасса».

Главный приз на премии «Белый квадрат» в номинации «Лучший кинооператор года» получил Максим Жуков за операторскую работу в полнометражном игровом фильме «Мастер и Маргарита». Это его вторая победа в этом году: месяц назад он получил «Нику» в номинации «За лучшую операторскую работу». По словам членов жюри, это решение было единодушным. В интервью «Эксперту» Максим Жуков сказал: «Я старался снимать так, чтобы операторская работа была как можно незаметнее. Я хотел, чтобы зритель отвлекался на нее как можно меньше и был сконцентрирован на тех эмоциях, которые у него вызывают герои фильма».

Максим Жуков окончил операторский факультет ВГИКа в 2009 г. — мастерская Сергея Медынского и Юрия Невского. Для него это третья победа на премии «Белый квадрат». Он уже становился обладателем главного приза в 2021 г. — за фильм «Спутник», и в 2022 г. — за фильм «Майор Гром: Чумной доктор». Кроме того, он работал над такими фильмами, как «Гоголь: Портрет загадочного гения» (2008), «Сашка жив» (2011), «Гром: Трудное детство» (2023), «Майор Гром: Игра» (2024).

Максим Жуков Максим Жуков
Фото: пресс-служба Премии «Белый квадрат»

Фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» (бюджет фильма составил 1,2 млрд руб.) по мотивам романа Михаила Булгакова вышел в отечественный прокат 25 января 2024 г. и уже в первые 2 недели собрал больше 1 млрд руб. Общие сборы фильма превысили 2 млрд руб., что стало рекордом для отечественных фильмов категории «18+». Главные роли в фильме сыграли Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Оба они получили награды премии «Ника» в номинациях «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую женскую роль». Всего на «Нике» «Мастеру и Маргарите» досталось 7 наград, в том числе «За работу звукорежиссера», «За работу художника» и «За лучшую работу художника по костюмам».

Награда за лучшую операторскую работу в сериале досталась Илье Авербаху («Прометей»). Это его первая победа на премии «Белый квадрат». Среди других фильмов, над которыми работал Илья Авербах: «257 причин, чтобы жить» (2020), «Контейнер» (2021), «Плейлист волонтера» (2022). Все эти сериалы снял режиссер Максим Свешников. «Прометей» — сериал, рассказывающий о поисках самолета, исчезнувшего в 1998 г., — четвертая совместная работа Максима Свешникова и Ильи Авербаха. Кроме того, на победу в этой номинации претендовали кинооператоры-постановщики Глеб Михайлов («Лихие»), Дмитрий Карначик («Дети перемен») и Батыр Моргачев («Трасса»).

Илья Авербах Илья Авербах
Фото: пресс-служба Премии «Белый квадрат»

Премию за вклад в операторское искусство получил Юрий Шайгарданов. Вручая ему приз, кинорежиссер, сценарист, актер, драматург Андрей Смирнов так охарактеризовал победителя: «Редкий режиссер миновал оператора Шайгарданова: всех не пересчитать. Он начинал с классиком Хейфецом: снял с ним три картины. Потом последовало „Собачье сердце“ Бортко, которое знают все. В этом фильме, по сути, сыграл последнюю роль наш великий Евстигнеев, и ее запечатлела камера этого оператора. Он снимал „Страну глухих“ Валерия Тодоровского, „Магнитные бури“ Вадима Абдрашитова (за этот фильм получил „Белый квадрат“). Он успел поработать и с сыном Валерия Тодоровского — Петром. Он работал с Рогожкиным, Арановичем — это все живые классики. Я с ним работал дважды: фильм „Жила одна баба“ получил „Нику“ в 2011 году, а „Француз“ — в 2019 году. Шайгарданов всегда работал и работает много. За этим стоит не безвкусие. Ему не всё равно, с кем работать. Этот человек нигде не чувствует себя так комфортно, как сидя на тележке за камерой. Отсюда великое многообразие его фильмов. Второе его достоинство — свет. Нет такого кадра, который бы он не снял своей камерой: красивые девки и крупные планы — их десятки. И везде свет такой, какой нужен. За этим стоит не всеядность, а любовь к ремеслу и умение поставить любой свет и снять любой камерой. Есть еще одна сторона, она негативно-позитивная: у этой профессии — у оператора — особые связи с алкоголем. Внизу есть фотографии, и там четыре замечательных портрета: молодого Урусевского, Павла Лебешева, Вадима Юсова и Георгия Рерберга. Ничего не могу сказать о Сергее Павловиче Урусевском, потому что, конечно, я с ним был знаком, но я намного моложе и не знаю, какие у него были отношения [с алкоголем], но другие трое были решительные пьяницы, что не мешало им быть трезвыми на площадке и оставаться превосходными собутыльниками. Что бы ни сказал по этому поводу серьезный критик, я полагаю, что важнейшее достоинство оператора Шайгарданова в том, что он прекрасный собутыльник для режиссера вечером».

Юрий Шайгарданов Юрий Шайгарданов
Фото: пресс-служба Премии «Белый квадрат»

Приз в номинации «Операторское признание» за технические разработки и достижения в совершенствовании операторской съемочной техники принял руководитель компании BLACKLINE, конструктор оптики, оператор-постановщик Сергей Павлов. Ее вручил основатель студии виртуального продакшена XOVP, кинооператор, продюсер и актер Андрей Гуркин: «То, что делает Сергей со своей оптикой, — в этом есть душа. Это одушевленный операторский инструмент, потому что она сделана руками: руками Сергея, руками его отца. Мы с Сергеем однокурсники, я могу сказать, что этот человек всю свою сознательную жизнь посвятил оптике. Его оптика спасла много карьер. В 2000-е был такой распространенный формат — кино выходного дня, и мы все это снимали [в формате] high definition, и это было сложно приблизить к какому-то киноизображению. Но его советская оптика, которую он восстанавливал дома, давала нам хоть какую-то возможность из этого одноразового кино сделать фильм — хотя бы приблизиться к этому. Я очень рад, что в рамках этой премии мы можем подсветить твой многолетний труд. Я желаю, чтобы на будущих „Квадратах“ ты вручал победителям именной комплект, как это делают мировые бренды».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 10 мая 11:00
Что покажут стриминговые платформы в честь 80-летия Победы
Культура, 10 мая 10:00
Евгений Марчелли поставил гоголевскую «Женитьбу»
Культура, 26 апр 12:00
Программный директор ММКФ Иван Кудрявцев о прошедшем фестивале
Культура, 19 апр 15:20
В театре Вахтангова состоялась премьера спектакля о Льве Ландау
Свежие материалы
Спрос на валюту рекордно упал
Финансы,
Экспортеры уменьшили продажу выручки
Что известно о предстоящих переговорах в Стамбуле
В мире,
Встреча может иметь важное значение, но многое будет зависеть от состава делегаций
Минеральные Воды наращивают поток
Промышленность,
Пропускная способность ключевого аэропорта Северного Кавказа достигнет 7 млн пассажиров