Интервью

Столичные мюзиклы уходят на второй план

В Самаре наградили лауреатов фестиваля «Музыкальное сердце театра»

Столичные мюзиклы уходят на второй план
Фото: пресс-служба фестиваля
На этой неделе в самарском театра «СамАрт» прошла церемония вручения премии «Музыкальное сердце театра». Наибольшее количество призов получили красноярская рок-опера «Орел и ворон» и петербургский мюзикл «Айсвилль».

Фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра», посвященная современному музыкальному театру во всем его жанровом разнообразии, существуют с 2006 г. Сначала фестиваль действовал по той же схеме, что принята на «Золотой маске»: эксперты отсматривали спектакли в регионах, наиболее интересные из них привозили в Москву, и уже там члены жюри выбирали самых достойных. В 2021 г. состоялся перезапуск «Музыкального сердца театра». При фестивале была создана академия, в которую вошли теоретики и практики индустрии. Сейчас именно они оценивают спектакли, попавшие в шорт-лист фестиваля. Академиков больше 130 человек, фактически отбор победителей происходит так же, как на отечественных кинопремиях «Ника» и «Золотой Орел».

Возглавляет академию и Национальную премию Максим Дунаевский. Фестиваль проводится не в Москве, а в регионах при поддержке Министерства культуры и Президентского Фонда культурных инициатив. В этом году он проходил в Самаре. Лауреатами в большинстве номинаций были признаны создатели мюзиклов в санкт-петербургском «Театре на Садовой» и Красноярском музыкальном театре.

Либретто для рок-оперы «Орел и ворон» по повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» писал Алексей Иващенко. Он прославился как участник в прошлом дуэта «Иваси», а сегодня — один из самых именитых либреттистов. Музыку написал композитор, саундпродюсер, аранжировщик Артур Байдо. Поставил рок-оперу неоднократный лауреат премии «Золотая маска» Дмитрий Белов (он еще и соавтор либретто). Большая часть творческой команды, работавшей над мюзиклом, приехала в Красноярск из Москвы. В результате местный музыкальный театр признан лауреатом в восьми номинациях, в том числе, в самой значимой — «Лучший спектакль».

Столичные мюзиклы уходят на второй план
Красноярский музыкальный театр. Фото: пресс-служба фестиваля

«Айсвилль» поставлен в санкт-петербургском Театре на Садовой (в недавнем прошлом «Приют комедианта»). Драматургической основой для мюзикла послужила пьеса Александра Островского «Снегурочка». У него необычная концепция — все вокальные партии в спектакле исполняются без музыкального сопровождения. Это единственный в России а капелла мюзикл. Поставил его Алексей Франдетти, тоже неоднократный лауреат премии «Золотая Маска». Музыку для «Айсвилля» написал человек, без которого трудно представить современный российский мюзикл, — Евгений Загот. Кроме того, что он — композитор (в этом году в шорт-лист фестиваля попал еще один его мюзикл — «Три товарища»), Евгений Загот еще и дирижер, и музыкальный продюсер, и аранжировщик — свою персональную победу он получил как раз в номинации «Лучшая оркестровка». В результате «Айсвилль» победил в шести номинациях, включая «Лучший спектакль малой формы».

Столичные мюзиклы уходят на второй план
«Театр на Садовой». Фото: пресс-служба фестиваля

Единственный московский проект, отмеченный в этом году академиками, — мюзикл Театра Моссовета «Бременские музыканты». Всего лишь в одной номинации — «Лучшая роль второго плана». За исполнение роли гениального сыщика в мюзикле «Бременские музыканты» в постановке Евгения Марчелли лауреатом был признан Валерий Яременко. Еще одним московским проектом, попавшим в шорт-лист фестиваля, стал мюзикл «Хозяйка медной горы». Но ему не удалось победить ни в одной из номинаций.

Актуальная музыка стала еще одним преимуществом «Орла и Ворона» и «Айсвилля» по отношению к «Бременским музыкантам» — одному из самых любимых московскими зрителями спектаклей. Музыка, написанная Геннадием Гладковым, как и стихи Юрия Энтина, как бы они ни были великолепны, все-таки часть истории прошлого века. Они по-прежнему востребованы зрителями, но академики отдали предпочтение спектаклям, где музыка и стихи прозвучали на сцене впервые. «Айсвилль» Евгения Загота — это еще и эксперимент. «Театр на Садовой» — Алексей Франдетти охарактеризовал его как «театр, в котором возможно все», — рискнул и получил не только любовь зрителей, но и признание профессионального сообщества.

Столичные мюзиклы уходят на второй план
Красноярский музыкальный театр. Фото: пресс-служба фестиваля

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 18 янв 11:00
«Плохая девочка» — любовная история топ-менеджера, которая жаждет подчиняться
Культура, 29 дек 10:35
Байопик Робби Уильямса, где он предстает в образе шимпанзе
Культура, 21 дек 13:00
Евгений Писарев о своей постановке «Тартюфа»
Свежие материалы
Россия договорилась с ОАЭ о новом налоговом соглашении
Ставка на выплаты дивидендов, роялти и процентов составит 10%
Американцам пустили TikTok
В мире,
Как воскрес видеосервис вопреки решению верховного суда США
Мемкоины Трампов потрясли курс криптовалют
Финансы,
Биткоин и Solana обновили исторический максимум