Как говорится в исследовании, рынок электромобилей в целом растет стремительными темпами — во втором квартале 2024 г. 37% машин, продаваемых в мире, представляли собой чисто электрические или гибридные автомобили. В первом квартале показатель составлял 30%.
Продажи гибридов во втором квартале 2024 г. выросли на 116% в Австралии, на 69% — в Норвегии и на 40% — во Франции. Доля всех видов электромобилей на ведущих европейских рынках (Германия, Италия, Испания и Великобритания) превысила отметку 50%.
Результаты продаж чисто электрических машин во втором квартале были неоднозначными: на менее развитых рынках, таких как Бразилия, произошел рост на 850% в годовом исчислении, но он скорее связан с эффектом низкой базы. С другой стороны, на некоторых устоявшихся рынках продажи полностью электрических машин продемонстрировали отрицательные цифры. Например, во втором квартале 2024 г. продажи в Германии снизились на 18% в годовом исчислении.
В США общий объем продаж электромобилей вырос на 14% во втором квартале 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в основном за счет гибридных машин. Продажи машин с двигателем внутреннего сгорания), напротив, снизились на 4% за тот же период.
Тем временем рынок электромобилей Китая находится на подъеме благодаря конкурентным ценам и обилию предлагаемых продуктов. В целом рынок электромобилей в стране с учетом гибридов вырос на 35% во втором квартале 2024 года, в то время как рынок автомобилей с ДВС сократился на 21%.
В 2023 году на долю китайских машин пришлось 22% от продаж электромобилей в ЕС. В 2023 году китайские бренды экспортировали в Европу около 280 тыс. легковых автомобилей, что составило более половины (55%) от общего объема экспорта всех машин из КНР в регион. Авторы исследования ожидают, что в 2024 г. экспорт из Китая в ЕС возрастет примерно до 440 тыс.
«Вывод, который невозможно игнорировать, — китайский автомобильный рынок находится на подъеме, и без существенного противодействия его мощь и влияние будут расширяться», — пишут авторы исследования. Китайские автопроизводители извлекли выгоду из государственных субсидий, но регулирующие органы ЕС стремятся выровнять условия игры путем введения тарифов.
Напомним, ЕК ввела временные пошлины на импорт электромобилей из Китая. Такой таможенный режим продлится не более четырех месяцев. За это время страны — члены ЕС должны проголосовать за принятие дифференцированных пошлин на китайские электромобили сроком на 5 лет. Размер пошлины будет зависеть от бренда. К BYD будет применяться пошлина в размере 17,4%, к Geely — 19,9%, а к SAIC — 37,6%. Остальные компании поделены на две части. Те производители, которые сотрудничали с Еврокомиссией в определении доли субсидии в себестоимости автомобиля, смогут ввозить машины с пошлиной 20,8%. Пошлина для тех, кто не сотрудничал с ЕК, может составить 37,6%.
Окончательные меры европейских властей в отношении китайского электротранспорта будут объявлены 2 ноября. Новые ввозные тарифы очевидно приведут к тому, что компании из КНР начнут искать новые рынки сбыта.
Рынок электромобилей в России во втором квартале 2024 г. продемонстрировал снижение, вызванное введением ограничений на импорт китайских автомобилей по серым схемам. Как подсчитал «Автостат», в марте продажи составили 2499 легковых электромобилей в возрасте до трех лет. В апреле объем рынка составил 2237 ед., в мае — 2096 ед., а в июне — 1071 ед. Впрочем, по итогам первой половины 2024 г. в РФ было продано почти 10,3 тыс. новых электромобилей, что в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Так что спрос на подобные машины в нашей стране есть, и китайские бренды в условиях ограничений на мировых рынках вполне могут наращивать поставки таких машин в Россию.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag