Интервью

Показательное производство

Как налаживался выпуск телевизоров в СССР

Показательное производство
Фото: История России в фотографиях
Телевидение внесло неоценимый вклад в становление информационного общества. Оно стало важнейшей технологической новацией XX века, такой же эпохальной, как в свое время фотография, телеграф, кино, звукозапись и радио. Возможно, именно поэтому телеприемники в СССР выпускали, опираясь преимущественно на собственные инженерные разработки, и дефицита этой техники практически не было.

Весомый вклад в создание мирового телевещания внесли русские инженеры Борис Розинг и Владимир Зворыкин, впрочем, последний уже в эмиграции. С конца 30-х годов телевидение начало входить в обиход в западных странах, и в 1950 г. 9% американских семей имели телевизоры, а в 1959-м — 85,9%.

Первый советский массовый телевизор КВН-49 (расшифровывается как Кенигсон-Варшавский-Николаевский, по фамилиям конструкторов) был самостоятельной разработкой, а не копией западных образцов. Наличие грамотных и толковых специалистов, в свою очередь, объяснялось массовым радиолюбительством 20-30-х годов.

До конца 40-х годов разработка телевизоров в нашей стране велась разрозненными и нескоординированными инженерными коллективами. Хотя и в них были сильные кадры, достаточно назвать имя Александра Расплетина, ключевой фигуры в развитии советского телевидения в конце 30-х — середине 40-х годов.

В 1950 г. в стране было выпущено только 11,9 тыс. телевизоров. Перелом случился в 1954-м, когда было выпущено 254 тыс. телевизоров, в три раза больше, чем в предыдущем году. Спустя еще 5 лет, в октябре 1959-го было принято постановление «О мерах по увеличению производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода», где отмечалось: «...В продаже недостает телевизоров... радиолы и телевизоры некоторых марок выпускаются тяжелыми и громоздкими». Требовалось «...увеличить выпуск радиоприемников, радиол, телевизоров и магнитофонов с применением печатных схем, унифицированных деталей и полупроводников, а также пластмассовых футляров взамен деревянных... расширить производство телевизоров с кинескопами, имеющими угол отклонения луча не менее 110 градусов, и регуляторами напряжения». Технические подробности в партийно-правительственном постановлении удивляют, но тогда это считалось нормой.

Министерством-куратором телевизионной техники, его «крестной матерью» стало министерство радиопромышленности (МРП). Оно выросло из Третьего главного управления, создававшего ПВО вокруг Москвы. Основной задачей министерства было развитие систем ПВО и ПРО, а также систем раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет.

Можно сказать, что практически все телевизоры в 50–60 гг. выпускались на предприятиях ВПК. Высокий технологический уровень предприятий министерства, полувоенная дисциплина, приоритетное снабжение, дали результат. В 1965 г. было выпущено 3,6 млн телевизоров, в 1970 — 6,6 млн, в 1990-м — 10,5 млн. В 1965 г. телевизоры имелись у 24% семей, в 1985-м — у 97%.

Советская промышленность с небольшим временным лагом следовала за мировым тенденциями — от ламповых телевизоров перешла к транзисторным, от черного-белого изображения начала переход к цветному.

Почти тридцать заводов занималось в СССР выпуском телевизоров. Это вкупе с радиоприемниками, магнитофонами и проигрывателями давило тяжелым грузом на руководство Минрадиопрома. Его интересы как ведомства, «заточенного» на ПВО, все сильнее расходились с нуждами поставщика огромного количества высокотехнологичной гражданской продукции. Бессменный министр Валерий Калмыков незадолго до своей смерти в 1974 г. добился решения по избавлению Минрадиопрома от этой повинности. Было создано Министерство промышленности средств связи, в которое и ушло основное производство телевизоров и прочей гражданской электроники.

В итоге к началу перестройки примерно две трети телевизоров выпускало МПСС. Продолжало их производство и МРП, за которым остались, например, Горьковский, Витебский, Новгородский телевизионные заводы, Московский радиотехнический. Огромную роль в комплектации необходимыми деталями играло третье оборонное ведомство — Министерство электронной промышленности, поставлявшее смежникам кинескопы, транзисторы, и выпускавшее переносные телевизоры «Электроника-ВЛ100».

Мы обращаем на организационные моменты такое внимание, потому что они играли принципиальное значение. Простому человеку было до лампочки, чей завод выпускает электролампы, но ведомственная принадлежность определяла все. Сын министра электронной промышленности Александра Шокина вспоминал: «Схожая картина (бюрократических интриг — М.А.) была с телевизорами, только в этом случае головным было Министерство промышленности средств связи. С руководством Минрадиопрома, предприятия которого по-прежнему были главными потребителями продукции электронной промышленности, пока был жив В. Д. Калмыков, отношения сохранялись ровными, хотя и небезоблачными. Но после кончины Калмыкова, МРП в очередной раз поделили, образовав Министерство промышленности средств связи. Новые руководители МПСС имели совсем другую предысторию, скорее связистов, чем оборонщиков, и по отношению к электронной промышленности стали занимать все более неконструктивную и непреклонную позицию. Телевизоры выпускались и в МРП, но к МЭПовской продукции было отношение «тащить и не пущать». Подспудно это было вызвано тем, что головные разработчики телевизоров постоянно опаздывали по сравнению с МЭПом: и по полностью полупроводниковым телевизорам, и по интегрально-полупроводниковым, и по интегральным телевизорам третьего поколения. Ведущие телевизионные предприятия МПСС оказались не подготовлены технологически к сборке плат с интегральными схемами, очень чувствительными к перегреву, к статическому электричеству, к паразитным связям печатного монтажа и т. д. Свои неудачи в разработках или в подготовке производства никто признавать не хотел, поэтому срывы по освоению и выпуску новых моделей объясняли традиционно: «МЭП отстает по разработкам элементной базы; МЭП не поставил комплектующие и т. д.»

Советские массовые цветные телевизоры выпускались подобно набору конструктора из стандартных взаимозаменяемых деталей — т.н. серии УЛПЦТ и УПИМЦТ. Марки в зависимости от завода, были разные — «Рубин», «Радуга», «Рекорд» и т.д., но начинка, по сути, одинаковая. В целом это были самостоятельные разработки, но, естественно, они делались не без оглядки на достижения Philips и других корпораций, как и переносные телевизоры Минэлектронпрома ориентировались на образцы финской фирмы Salora.

Официальное сотрудничество в сфере цветного телевидения с Западом заключалось в соглашении о стандартах. СССР в итоге выбрал французский SECAM в 1965 г. Решение в пользу Парижа приписывалось политическим моментам. Никакого особого преимущества ни у одного из трех стандартов цветного телевидения не имелось.

СССР практически не импортировал телевизоры, зато много экспортировал их. В среднем по полмиллиона в год в 1970-е, а в 1990-е — целых 1,6 миллиона. Это, разумеется, не свидетельствует об их высоком качестве, но показывает накопленный потенциал массового производства.

«Эксперт» продолжает цикл авторских публикаций об истории российской промышленности. Некоторые изложенные в этих заметках факты имеют лишь косвенное подтверждение, и если у читателей есть другое видение исторических событий, об этом можно написать в редакцию на адрес expert@expert.ru.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 11 авг 11:45
Как в СССР производили магнитофоны
Промышленность, 14 июл 10:30
Как налаживалось производство средств для стирки в СССР
Промышленность, 23 июн 14:50
Как в советских квартирах появились пылесосы
Как был организован выпуск стиральных машин в СССР
Свежие материалы
Видеокарты проявят искусственный интеллект
Технологии,
Nvidia представила серию RTX 50
Зачем Ереван тянется к Брюсселю
В мире,
Пустят ли Армению в ЕС и чем это для нее обернется
Европейский авиарегулятор до Урала неба не видит
В мире,
Облетать стороной часть РФ не является обязательным требованием