China News Network сообщила, что в Шанхае было выявлено 47 предприятий, торгующих поддельными «российскими» товарами. На другом конце страны, в городе Чэнду выявлено 72 так нызываемых «павильона русских товаров». Работа большинства этих магазинов приостановлена.
Самая распространенная практика — снабжение китайских товаров русскоязычными этикетками, причем написанных в традиция раннего Aliexpress. Так в интернете завирусилось видео с одним из таких товаров — колбасой «Кукурузная кишка охотника» (еще были обнаружены колбасы «Русский вкус бычья кишка», «Русский вкус рублевой кишки» и просто «Кишечная»), а также сосисками «Воспоминания Катюши».
Под видом российских часто продают товары, которые вообще не производятся в России, — колбаса из говяжьих сухожилий, конфеты из дуриана (тропический фрукт из Юго-Восточной Азии).
Реже подделывают реально существующие российские торговые марки и товарные знаки. Так, в правительстве Приморья жаловались, что китайский суррогат на рынке КНР выдают за импортированные из РФ шоколад «Аленка», мед «Пчелка», колбасы «Ратимир», печенье «Шебекинское» и др. Впрочем, Китай за последние годы заметно продвинулся в вопросе защиты коммерческих товарных знаков и сейчас на внутреннем рынке контрафакт уже не так легко найти.
Советник практики таможенного права и международной торговли BGP Litigation Александр Кирильченко считает, что само по себе словосочетание «Сделано в России» (как и любой другой страны мира) не может являться товарным знаком или указанием места происхождения товара (как, скажем, «Вологодское масло») и под защиту как товарный знак не подпадает. «Но страну происхождения необходимо указывать на этикетке товара. Государственные органы, которые контролируют качество продукции, за этим следят», — говорит он.
Юрист практики юридического консультирования по вопросам интеллектуальной собственности Kept Евгений Богомолов уверен, что ложное указание страны происхождения продукции является как нарушением прав потребителя, так и фактом недобросовестной конкуренции: «Если на товаре указано, что он произведен в РФ, а фактически — в Китае, потребитель вводится в заблуждение и может делать свой выбор на основании недостоверной информации, предоставленной производителем. В Китае, как и в России, существует законодательство о защите прав потребителей, и за его нарушение, в том числе в виде указания ложного места происхождения товара, предусмотрена ответственность. Кроме того, антимонопольное законодательство государств предусматривает прямой запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение потребителей», — заявил он «Эксперту».
Продавцам реальных российских товаров в Китае сложно конкурировать с торговцами подделками: у последних нет издержек на логистику и таможенное оформление, да и себестоимость продукции ниже.
Глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенёв поблагодарил надзорные органы КНР за их борьбу за справедливое представление российских товаров на китайском рынке. «Думаю, что как раз это и формирует для нас окно возможностей фактически на неограниченном рынке с огромными ресурсами, заинтересованном в том числе и в расширении связей», — завил он RT.
Волну фальсификата породил рост популярности и узнаваемости российской продукции, считают в Российском экспортном центре (РЭЦ).
РЭЦ — государственная структура, которая призвана помогать производителям осваивать зарубежные рынки, а также в целом повышать популярность российских товаров. Для этого РЭЦ использует товарный знак национального бренда «Сделано в России» — не просто словосочетание, а визуальный образ: «птичку» в цветах триколора. Этот образ подлежит защите наряду с коммерческими товарными знаками. РЭЦ развивает систему добровольной сертификации (и выдачи «птички») при поддержке Росаккредитации, Роскачества, Роспатента и других партнеров для подтверждения качества продвигаемой за рубежом продукции. «Сертификация бесплатна и доступна производителям любой несырьевой неэнергетической продукции, которая соответствует требованиям системы сертификации. Российские производители уже получили сертификат более чем на 15 тыс. товарных позиций», — напоминают в РЭЦ.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag