Интервью

Елена Вартанова: «Журналистам не надо отчаиваться»

Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации

Елена Вартанова: «Журналистам не надо отчаиваться»
Елена Вартанова. Фото: Анвар Галеев/ТАСС
13 января отмечается День российской печати. «Эксперт» поговорил с деканом факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Еленой Вартановой о будущем профессии, возможностях и опасностях нейросетей, а также о том, почему журналистике теперь надо учить на год дольше.

Журналисты и цифровые технологии

Когда мы вступили в эпоху цифровизации — а она активно продолжается в течение последнего десятилетия — наши программы и отдельные курсы начали динамично обновляться. Мы вводим в обучение технологический компонент, стараемся усиливать практическую подготовку журналиста. Наши студенты учатся профессионально использовать соцсети, делать конвергентные мультимедийные проекты. При их создании современный журналист использует уже сразу несколько платформ. Такие проекты рассчитаны на комплексную цифровую среду, и поэтому журналист должен работать сразу и с текстом, и со звуком, и с изображением. Мы считаем это важной частью профессии, — я бы сказала, ее ядром.

В прошлом году мы запустили магистерскую программу «Искусственный интеллект и большие данные в медиакоммуникациях» с нашим крупнейшим индустриальным партнером — компанией «Яндекс». При этом мы работаем не с иностранным программным обеспечением, а с программами «Яндекса» и Сбера.

Однако обращению с новыми технологиями обучаются не только дети: завтра мы начинаем курс повышения квалификации для наших преподавателей. Освоив основные отечественные программы, которые работают с ИИ, уже со следующего семестра они вместе со студентами первых-вторых курсов будут использовать нейросети для создания журналистских текстов. Не нужно забывать: сила отечественной журналистики в том, что она всегда была очень технологична.

Важная тема — цифровая информационная безопасность как для людей в целом, так и конкретно для журналистов. Связанные с ней темы мы уже несколько лет подряд преподаем в рамках курсов по основам журналистики. Мы вводим темы, связанные с формированием медиаграмотности современного человека, чтобы он не попадался на удочку мошенников и создателей фейков ни как журналист, ни как потребитель информации. Кстати, изучение фейков — отдельный блок в наших образовательных курсах.

Конкуренция с ИИ на рынке труда

Есть какие-то рутинные процедуры в деятельности журналиста, которые искусственный интеллект уже выполняет неплохо, например расшифровка интервью, но даже в решении таких задач ИИ может допускать ошибки. Сейчас только человеческий интеллект способен довести журналистский текст до совершенства.

Нам точно надо осваивать то, что дает искусственный интеллект, и реализовывать это на практике. Современным журналистам надо всё больше и больше работать с программистами, с аналитиками данных. Но всё же искусственный интеллект — это не какой-то сверхразум, это прежде всего продукт человеческого сознания, человеческого интеллекта.

Искусственный интеллект не может порождать идеи, он может только обрабатывать то, что человек уже придумал. Поэтому, думаю, журналистам ни в коем случае не надо отчаиваться.

Классическое гуманитарное образование

Есть еще один важный принцип, от которого мы не откажемся, — это классический для медиа принцип социальной ответственности журналиста. Мы всегда подчеркиваем, что журналистика — это социальный институт.

Поэтому мы уже на рубеже XXI века расширили спектр тех предметов, которые обязательны для наших студентов. В него включили экономику, политологию, социологию, а сегодня только усилили внимание к истории и к изучению эффектов, которые журналистика проводит в обществе. Появился целый блок дисциплин, изучающих журналистскую аудиторию, то, как она воспринимает тексты, то, как работает восприятие журналистских текстов в самых разных стратах общества, в самых разных целевых аудиториях.

Отказ от Болонской системы высшего образования

Для студентов меняется и образовательный стандарт, и насыщенность учебных программ. Сейчас происходит возврат к фундаментальности в программах МГУ. Это означает, что в обществе есть большой запрос на грамотных и на очень глубоко мыслящих специалистов. Думаю, мы пойдем по пути углубления наукоемкости наших программ для базового и для специализированного образования.

Еще хочется верить, что мы вернемся к более серьезной подготовке выпускных работ — дипломов. Они будут делаться более тщательно, им будет уделено больше времени. Мы рассчитываем, что, благодаря тому, что программа удлинится на год, студенты смогут лучше усвоить приобретенные знания и показать глубокие компетенции.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 28 янв 11:15
Как формируется национальное лидерство в области ИИ
Мнения, 18 сен 19:00
Почему малому и среднему бизнесу выгодно инвестировать в цифровую трансформацию
Мнения, 18 сен 12:10
Зачем в Госдуме предложили охранять права человека на собственный голос
Мнения, 9 сен 11:40
Как меняется портрет студента
Свежие материалы
Банк России отправил в коррекцию акции и облигации
Финансы,
Решение ЦБ не помешал Индексу Мосбиржи установить многомесячный рекорд
Повышение откладывается
Финансы,
ЦБ не стал менять ключевую ставку, но риторика осталась жесткой
Британское правительство метит в яблочко кибербезопасности
Технологии,
Зачем от Apple требуют ключи доступа к iCloud