В воскресенье ряд стран ОПЕК+, включая Россию, объявили о пролонгации объявленного 30 ноября 2023 г. добровольного сокращения добычи и экспорта нефти еще на квартал — до конца июня 2023 г. Ранее предполагалось, что принятая 30 ноября инициатива прекратит действие 31 марта. Общий объем сокращений расширенного картеля составит 2,2 млн баррелей в сутки от установленных квот на 2024 г.
Саудовская Аравия снизит добычу на 1 000 тыс. б/с, Ирак — на 220 тыс., Объединенные Арабские Эмираты — на 163 тыс., Кувейт — на 135 тыс., Казахстан — на 82 тыс., Алжир — на 51 тыс. и Оман — на 42 тыс. баррелей в сутки.
Как говорится в опубликованном на сайте правительства РФ заявлении вице-премьера РФ Александра Новака, «Россия осуществит дополнительное добровольное сокращение добычи и экспорта нефти совокупно на 471 тыс. баррелей в сутки в II квартале 2024 года».
В апреле сокращение добычи составит 350 тыс. баррелей в сутки, а экспорт — 121 тыс. баррелей в сутки. В мае, соответственно, 400 тыс. и 71 тыс. баррелей в день. В июне сокращение добычи составит 471 тыс. баррелей в сутки.
Можно предположить, что такая структура сокращений вызвана необходимостью оставить больше топлива в стране на посевную кампанию.
«Это добровольное сокращение добычи является дополнением к добровольному сокращению на 500 тыс. баррелей в сутки, ранее объявленному Россией в апреле 2023 года, которое продлится до конца декабря 2024 года», — подчеркивается в заявлении Александра Новака.
Предполагается, что «дополнительные объемы сокращения будут постепенно восстановлены в зависимости от рыночных условий».
Аналитики позитивно оценивают эти решения.
«Для нефтяного рынка основной риск, на мой взгляд, состоит в слабом выполнении оглашенных ранее квот ОПЕК+. Продление квот еще на квартал и высказывания о высокой дисциплине участников соглашения ослабляют этот риск. Поэтому нефть может подняться выше», — заявил «Эксперту» управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин.
«Подтверждение продления добровольного сокращения добычи можно расценивать позитивно, так как это не только стабилизирует цены на нефть на мировом рынке, но и дает сигнал рынку к тому, что картель силен и не находится на пути к распаду или ослаблению», — согласен с ним аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.
Котировки нефти не отреагировали на пролонгацию добровольного соглашения, поскольку это было ожидаемо, и продолжают консолидацию чуть ниже отметки $84 за баррель. Выше этого уровня цены не могут закрепиться с начала ноября прошлого года, а с середины февраля эта отметка постоянно тестируется на прочность. С 13 февраля нефть торгуется в необычно узком для нее коридоре $80–84 за баррель.
«С начала года Brent подорожала на 10%, а WTI — на 13%. Поэтому боковик по фьючерсам на нефть в настоящее время выглядит достаточно логично с технической точки зрения — фьючерсы сильно подорожали, и сейчас не слишком привлекательны для покупки», — пояснила «Эксперту» причину «нефтяного застоя» ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.
Тем не менее, большинство аналитиков смотрят на нефть позитивно.
В качестве драйверов роста Николай Дудченко в беседе с «Экспертом» выделил наблюдающееся сокращение добычи. Так, согласно последним данным ОПЕК, за январь 2024 г. страны картеля сократили объем добычи на 350 тыс. до 26,34 млн баррелей в сутки. Страны, не входящие в OПЕК, снизили предложение на 200 тыс. до 75,5 млн б/с.
Из-за опасности судоходства в Красном море нефтяной трафик сместился на южный маршрут, где активизировались сомалийские пираты. За 1,5 месяца 2024 г. стоимость контейнерных перевозок выросла с $2670 до чуть более $3700 за 40-футовый контейнер, то есть почти на 40%, отметил Николай Дудченко. Открытых данных по стоимости нефтяного фрахта нет, но можно предположить, что он рос примерно такими же темпами. Удорожание же стоимости логистики всегда закладывается в конечную цену товара.
Наталья Мильчакова среди факторов роста нефти говорит об очень высоком спросе на углеводороды со стороны крупнейших мировых потребителей — Китая и Индии. «Снижается спрос на электромобили, так как из-за их высокой цены и одновременной стагнации экономики развитых стран, за исключением США, покупатели выбирают традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания», — отмечает она.
К этому стоит добавить, что нефтью торгуют очень много крупных спекулянтов и инвестиционных фондов, а они, судя по комментариям, прогнозируют рост нефти. Поэтому если котировки смогут закрепиться выше $84 за баррель, на рынке может начаться так называемый «шорт-сквиз», то есть агрессивная покупка нефтяных контрактов для закрытия коротких позиций, что ускорит рост.
Однако не стоит забывать и о рисках, главным из которых является рецессия мировой экономики, которая снизит потребление топлива. Многие финансисты опасаются, что в борьбе за обуздание инфляции ФРС США продолжит сохранять высокие ставки, что приведет сначала к падению американского производства, а потом распространению негативных тенденций по всему миру.
Николай Дудченко не исключает вмешательства властей США в случае сильного роста цен на нефть, что неоднократно наблюдалось ранее. «Рычаги влияния на нефть у американцев в настоящее время ограничены. Они не смогут существенно нарастить добычу, однако все же не стоит забывать, что стратегические резервы у США для нефтяных интервенций все еще есть, и они оцениваются чуть выше 360 млн баррелей. Помимо этого, у США имеются и другие способы воздействия на рынок, например, в части санкций. Вспомним, как США в прошлом году смягчили санкции против Венесуэлы».
Виталий Громадин отмечает среди факторов риска страны ОПЕК Нигерию и Ирак, «которые могут систематически добывать выше квот, чем разозлят Саудовскую Аравия. В итоге это может привести в моменте к возвращению конкуренции на рынке».
К этому Наталья Мильчакова добавляет такой фактор, как теплая зима в Европе и США, что способствует снижению спроса на нефтепродукты в этих странах, а, значит, и спроса мировых НПЗ на сырую нефть.
Таким образом, нефть сейчас находится в равновесии, но любые события или новости могут вызвать сильное движению котировок.