На пороге Европы
Осенью 2023-го премьер-министр Армении Никол Пашинян заявлял в Европарламенте, что республика «готова быть с ЕС настолько близко, насколько ЕС считает возможным».
Напомним, что решение о вступлении в Евросоюз может быть принято только по итогам всенародного референдума. 60 тыс. подписей (при минимальном пороге в 50 тыс.) в поддержку его проведения собрали еще в октябре прошлого года. Однако Пашинян не стал его проводить, а призвал «разработать план действий и понять, как мы видим этот процесс, а также как его представляет Евросоюз», и подчеркнул, что «только по итогам переговоров станет ясно, стоит ли выносить вопрос о вступлении в ЕС на референдум».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что «здесь еще нужно понять, какая позиция на этот счет у Евросоюза». Так, он напомнил пример Турции, «которая уже много десятилетий сохраняет свою ориентацию на членство в ЕС, но не встречает особой взаимности со стороны Брюсселя».
В армянской оппозиции решение кабмина и позицию Пашиняна считают фарсом. По словам бывшего вице-спикера парламента Армении, члена правления Республиканской партии Эдуарда Шармазанова, «ни один член ЕС, ни один лидер государства — члена ЕС не намекнул, что Армению ждут в Евросоюзе».
Вице-премьер РФ Алексей Оверчук сравнил стремление Еревана в ЕС с покупкой билета на «Титаник». Он заявил о несовместимости членства в ЕС и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и спрогнозировал, что выход из него обернется для Армении сокращением экспорта на 70–80% с соответствующими потерями доходов для населения республики.
Создается впечатление, что в Ереване сами толком не понимают, зачем им это надо, заявил «Эксперту» ведущий научный сотрудник Института международных исследований при МГИМО Николай Силаев: «Армения пытается сидеть на двух стульях, заявляя, что она вроде как вышла из ОДКБ, но при этом никаких юридических решений о выходе не принимается. То есть это на данный момент, скорее, сигналы Москве и другим партнерам о том, что в Ереване ею недовольны. Заявления о Евросоюзе — это сигнал такого же рода. Но долго сидеть на двух стульях невозможно, потому что при существующем положении вещей условия членства в ЕС и условия членства в ОДКБ несовместимы. Нынешние заявления из Еревана приведут к тому, что Армения на долгие годы, если не на десятилетия, зависнет в положении, когда она отбросила прежних друзей и союзников без каких-либо гарантий приобретения новых. Армения теряет не только политических союзников, она теряет деньги, разрывая экономические связи с РФ. При этом соблюдать нейтральность, ни вашим ни нашим, не получится — условием даже просто рассмотрения заявки Армении на членство в ЕС будет синхронизация внешней политики Еревана и Брюсселя, включая, естественно, и присоединение к антироссийским санкциям. И Армении придется этим требованиям подчиняться».
В настоящее время официальный статус кандидата на вступление в ЕС имеют девять государств: Турция (с 1999 г.), Северная Македония (2005), Черногория (2010), Сербия (2012), Албания (2014), Босния и Герцеговина (2022), Молдавия (2022), Украина (2022) и Грузия (2023).
Критерии для кандидатов в члены ЕС согласно Копенгагенскому соглашению (1993):
Стабильность демократических институтов:
- верховенство закона;
- гарантии прав человека;
- гарантии прав этнических меньшинств;
- рыночная экономика, конкурентоспособная по стандартам ЕС;
- готовность и способность соблюдать политические, финансовые и экономические обязательства ЕС.
Источник: eur-lex.europa.eu
Интеграция и дезинтеграция
Этому шагу предшествовали почти 30 лет укрепления связей между ЕС и Арменией. Основой этих отношений стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заключенное в 1996 г. и вступившее в силу в 1999-м. Десять лет спустя Армения вступила в программу ЕС «Восточное партнерство», нацеленную на укрепление связей и «европеизацию» бывших советских республик.
В отличие от Грузии, Молдавии и Украины, Армения не стала заключать с ЕС соглашение об ассоциации. Подписание планировалось на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе в 2013 г., однако, проведя встречу с президентом РФ Владимиром Путиным, президент Армении Серж Саргсян принял решение вместо этого присоединиться к ЕАЭС (вступило в силу в 2015-м). Впрочем, армянские официальные лица неоднократно заявляли о стремлении сотрудничать как с ЕС, так и с ЕАЭС и даже выступить мостом между ними.
Такое стремление выразилось в заключении в 2017-м между Арменией и ЕС Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Оно временно вступило в силу в 2018-м, а полноценно — с 2021-го, заменив собой прежнее соглашение от 1996-го. Документ предусматривает сотрудничество в вопросах политического диалога, торговли, инвестиций, экономики, права и культуры. Акцент в нем сделан на устранении торговых барьеров, но при этом ни один из пунктов не противоречит обязательствам Армении по членству в ЕАЭС. В частности, соглашение не подразумевает ее вхождение в зону свободной торговли с ЕС.
В последние годы объемы торговли Армении с партнерами по ЕАЭС в 3-5 раз превосходят ее товарооборот с ЕС: $7,8 млрд против $2,7 млрд за 2023-й и $11 млрд против $1,9 млрд за 10 месяцев 2024-го. Крупнейшим торговым партнером республики остается Россия, причем ее доля в армянской внешней торговле растет: 35% ($7,3 млрд из $20,7 млрд) в 2023-м и 42% ($10,9 млрд из $26,2 млрд) в январе-октябре 2024-го.
Миллиарды евро для Еревана
Помимо торговых отношений, ЕС предоставляет Армении финансовую помощь, в частности выступает ключевым партнером и спонсором реформ в республике. С 2014-го ЕС инвестировал в армянскую энергетику, сельское хозяйство и транспорт свыше €1 млрд (смешанными займами и грантами), а в 2021-м подтвердил готовность выделить финпакет на €3,1 млрд на инфраструктуру, транспорт, цифровую трансформацию, климатические цели и демократические реформы. В частности, ЕС спонсировал судебно-правовую реформу 2019–2023 гг., на что было выделено €30 млн.
В 2022-м Совет ЕС развернул гражданскую мониторинговую миссию на границе Армении и Азербайджана, а в 2023-м — гражданскую миссию наблюдателей и в самой Армении («Миссия ЕС в Армении», EUMA). Заявлялось, что цель этой миссии — «содействие урегулированию на Кавказе» и усиление влияния ЕС в Закавказье.
Еще большему сближению Армении с ЕС способствовало осложнение отношений республики с Россией после утраты Нагорного Карабаха. Так, Армения отказалась участвовать в саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в ноябре 2023-го. Никол Пашинян тогда заявил, что Ереван намерен диверсифицировать свои отношения в сфере безопасности и находится в поиске новых партнеров. К слову, в октябре 2023-го, после военной операции Азербайджана, ЕС выделил Армении €5,2 млн и пообещал еще почти €20 млн.
В феврале 2024-го Армения заявила о приостановке участия в ОДКБ. На этой почве Европарламент в марте выпустил резолюцию с рекомендацией укрепить отношения Евросоюза с республикой и рассмотреть возможность предоставления Армении статуса кандидата на вступление в ЕС. После этого армянские СМИ со ссылкой на источники сообщали о заявлении премьер-министра Никола Пашиняна, согласно которому Ереван намеревался подать заявку на вступление в ЕС не позднее осени.
В апреле 2024-го армянский премьер Пашинян встретился в Брюсселе с госсекретарем США Энтони Блинкеном и главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. По итогам трехсторонней встречи последняя пообещала продолжить поддерживать проведение в Армении реформ и заявила, что в ближайшие четыре года ЕС предоставит республике €270 млн в форме грантов.
Армянская диаспора в России в подавляющем большинстве видит свое будущее не с Европой, а с Россией, сообщил «Эксперту» председатель совета Санкт-Петербургской армянской культурной автономии Карен Мкртчян: «Я за последние шесть лет неоднократно говорил Николу Пашиняну, что будущее Армении — в союзе с Россией. К сожалению, стратегические просчеты и со стороны России, и со стороны Армении привели к тому, что количество армян, настроенных прозападно, за последние шесть лет перестало быть меньшинством у себя на родине. Бывший президент Серж Саркисян смог добиться ассоциации с Евросоюзом, при этом не теряя членства в ОДКБ. Это была более разумная и реалистичная политика Еревана, которая сегодня, к сожалению, забыта — в том числе потому, что в Армении у прозападной команды Пашиняна нет реальной организованной оппозиции. На ослабление пророссийских настроений в Армении повлияло, конечно, трагическое для армян завершение карабахского конфликта. Сегодня членство в ЕС вступает в противоречие с российско-армянскими союзническими отношениями, хотя это не было неизбежным следствием стремления Еревана в ЕС. Но в армянской диаспоре в России подавляющее большинство — будь то граждане Армении или этнические армяне с российскими паспортами — всё еще настроено на союзнические отношения с Россией, в том числе по экономическим соображениям, например из-за возможности гражданам стран ЕАЭС получить патент и легально работать здесь. К сожалению, я предвижу, что сейчас обе стороны, армянскую и российскую, захлестнут эмоции и начнется взаимное накачивание негатива».
Согласно Всероссийской переписи населения 2020–2021 гг., численность армян в России составляет 946 тыс. человек (0,7% от общей численности населения РФ). Согласно же оценке «Союза армян России», численность армянской диаспоры в России превышает 2,5 млн человек. Для сравнения: население самой Армении — 2,98 млн человек, среди которых армяне составляют 98,1%.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag