Что рекомендует европейский авиарегулятор
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) 9 января выпустило обновление руководства по использованию воздушного пространства над Россией. Оно предписывает авиакомпаниям избегать полетов в пространстве «к западу от 60-го меридиана на всех высотах и эшелонах полета». Уточняется, что речь идет о районах полетной информации (РПИ) Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Самары. Шестидесятый меридиан проходит практически по Уралу, но зона упомянутых РПИ немного шире.
Например, в зону ответственности РПИ Екатеринбурга входит воздушное пространство над территориями шести субъектов: Кировской, Пермской, Курганской, Свердловской и Челябинской областей, а также республики Удмуртия. Сам Екатеринбург находится к востоку от упомянутого меридиана, но все равно попал в «черный список». Фактически EASA рекомендует избегать полетов над всей европейской частью России вплоть до Кургана и Тюмени на востоке.
Причиной такой рекомендации стала переоценка рисков европейским авиационным регулятором по полетам над Россией. «Продолжающийся конфликт между Россией и Украиной создает риск для гражданский лайнеров, которые могут быть непреднамеренно затронуты в небе над Россией из-за возможных недостатков координации между гражданскими и военными ведомствами и потенциальной ошибочной идентификации», — объясняет EASA свою рекомендацию.
Очевидно, причиной выпуска рекомендации стала катастрофа самолета Embraer авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL) под Актау 25 декабря. Самолет следовал из Баку в Грозный, не смог совершить посадку из-за атак украинских беспилотников на регион и тумана, подвергся внешнему воздействию и разбился на территории Казахстана.
В российском минтрансе рекомендацию EASA назвали «продолжением политики санкционного давления западных стран на отрасль гражданской авиации Российской Федерации». Представитель министерства указал на экономическую подоплеку этой меры: «Это попытка сокращения количества рейсов азиатских авиакомпаний в аэропорты Евросоюза с использованием Транссибирской системы маршрутов. Такими рекомендациями EASA пытается вернуть конкурентное преимущество для своих компаний, которое было утеряно».
В Минтрансе также назвали абсурдной «заботу о безопасности» в условиях введенных западных санкций против гражданский авиации России, которые запрещают поставки в страну авиазапчастей и комплектующих для самолетов: «EASA „выборочно“ смотрит на вопросы безопасности».
Кто приостановил полеты
Еще в декабре, до публикации рекомендации EASA ряд иностранных авиакомпаний приостановили полеты в Россию. Среди таких перевозчиков были AZAL (отменила полеты из Баку в 10 городов РФ), казахстанская Qazaq Air (из Астаны в Екатеринбург), израильская El Al (из Тель-Авива в Москву), арабская Flydubai (из Дубая в Сочи и Минводы).
Европейские авиаперевозчики не выполняют рейсы в Россию с 2022 г., поэтому новая рекомендация EASA их не касается, напоминает главный редактор профильного портала FrequentFlyers Илья Шатилин. Но она может затронуть некоторые другие страны, принимающие правила и процедуры EASA в добровольном порядке, например, перевозчиков из Турции, Армении, Азербайджана или Грузии, уточняет он. Впрочем, риски отмены полетов, по его оценке, минимальны.
По словам вице-президента АТОР, гендиректора туроператора Space Travel Артура Мурадяна, иностранные перевозчики могли бы прислушаться к этой рекомендации, если бы «на то была воля со стороны руководства стран, где они сами базируются, или со стороны руководства авиакомпаний»: «Скорее всего, турецкие перевозчики не прислушаются к этой рекомендации EASA. Рекомендация — это не безусловный запрет. Кроме того, авиаперевозчики подчиняются авиарегуляторам своих стран. Ну, и вообще, для турецких перевозчиков российское направление полетов является одним из стратегических, поэтому без существенной угрозы безопасности — а информация об этом должна исходить от российского авиарегулятора — они не будут исполнять просьбу европейских авиавластей».
Компания Turkish Airlines, судя по сайту авиакомпании, продолжает выполнять рейсы в Москву и Казань.
По словам гендиректора юридической компании Enterprise Legal Solutions Анны Барабаш, за несоблюдение рекомендаций «гипотетически» могут наступить правовые последствия. «Спектр полномочий у EASA довольно широк. Рекомендации EASA могут учитываться и страховщиками, и лизингодателями», — рассуждает она. Например, у турецких авиакомпаний множество самолетов зарегистрированы в странах Евросоюза и лизингодатели этих бортов также могут оказаться европейскими юрлицами. «Так что готовность турецких и иных неевропейских перевозчиков игнорировать рекомендации европейского EASA зависит целиком и полностью от того, перекрывает ли выгода риски», — отмечает Анна Барабаш.
Основатель сервиса обеспечения безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков обращает внимание на то, что Росавиация после инцидента с самолетом AZAL не дала никаких собственных рекомендаций. По его словам, страховые компании после этого инцидента увеличат стоимость полисов, покрывающих риски полетов в Россию, или совсем откажутся от страхования таких рейсов. Еще 3 января сообщалось, например, что сербская Air Serbia отменила полеты из Белграда в Сочи и Казань до конца зимнего расписания полетов из-за возросшей стоимости страховки.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag