Интервью

Европейский авиарегулятор до Урала неба не видит

Облетать стороной часть РФ не является обязательным требованием

Европейский авиарегулятор до Урала неба не видит
Фото: Zuma/TASS
Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) рекомендовало авиакомпаниям облетать стороной почти всю европейскую часть России. Рекомендация действует до 31 июля 2025 г. Но те иностранные авиакомпании, которые еще летают сюда, вряд ли прекратят делать это, уверены опрошенные «Экспертом» специалисты отрасли.

Что рекомендует европейский авиарегулятор

Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) 9 января выпустило обновление руководства по использованию воздушного пространства над Россией. Оно предписывает авиакомпаниям избегать полетов в пространстве «к западу от 60-го меридиана на всех высотах и эшелонах полета». Уточняется, что речь идет о районах полетной информации (РПИ) Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Самары. Шестидесятый меридиан проходит практически по Уралу, но зона упомянутых РПИ немного шире.

Например, в зону ответственности РПИ Екатеринбурга входит воздушное пространство над территориями шести субъектов: Кировской, Пермской, Курганской, Свердловской и Челябинской областей, а также республики Удмуртия. Сам Екатеринбург находится к востоку от упомянутого меридиана, но все равно попал в «черный список». Фактически EASA рекомендует избегать полетов над всей европейской частью России вплоть до Кургана и Тюмени на востоке.

Причиной такой рекомендации стала переоценка рисков европейским авиационным регулятором по полетам над Россией. «Продолжающийся конфликт между Россией и Украиной создает риск для гражданский лайнеров, которые могут быть непреднамеренно затронуты в небе над Россией из-за возможных недостатков координации между гражданскими и военными ведомствами и потенциальной ошибочной идентификации», — объясняет EASA свою рекомендацию.

Очевидно, причиной выпуска рекомендации стала катастрофа самолета Embraer авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL) под Актау 25 декабря. Самолет следовал из Баку в Грозный, не смог совершить посадку из-за атак украинских беспилотников на регион и тумана, подвергся внешнему воздействию и разбился на территории Казахстана.

В российском минтрансе рекомендацию EASA назвали «продолжением политики санкционного давления западных стран на отрасль гражданской авиации Российской Федерации». Представитель министерства указал на экономическую подоплеку этой меры: «Это попытка сокращения количества рейсов азиатских авиакомпаний в аэропорты Евросоюза с использованием Транссибирской системы маршрутов. Такими рекомендациями EASA пытается вернуть конкурентное преимущество для своих компаний, которое было утеряно».

В Минтрансе также назвали абсурдной «заботу о безопасности» в условиях введенных западных санкций против гражданский авиации России, которые запрещают поставки в страну авиазапчастей и комплектующих для самолетов: «EASA „выборочно“ смотрит на вопросы безопасности».

Кто приостановил полеты

Еще в декабре, до публикации рекомендации EASA ряд иностранных авиакомпаний приостановили полеты в Россию. Среди таких перевозчиков были AZAL (отменила полеты из Баку в 10 городов РФ), казахстанская Qazaq Air (из Астаны в Екатеринбург), израильская El Al (из Тель-Авива в Москву), арабская Flydubai (из Дубая в Сочи и Минводы).

Европейские авиаперевозчики не выполняют рейсы в Россию с 2022 г., поэтому новая рекомендация EASA их не касается, напоминает главный редактор профильного портала FrequentFlyers Илья Шатилин. Но она может затронуть некоторые другие страны, принимающие правила и процедуры EASA в добровольном порядке, например, перевозчиков из Турции, Армении, Азербайджана или Грузии, уточняет он. Впрочем, риски отмены полетов, по его оценке, минимальны.

По словам вице-президента АТОР, гендиректора туроператора Space Travel Артура Мурадяна, иностранные перевозчики могли бы прислушаться к этой рекомендации, если бы «на то была воля со стороны руководства стран, где они сами базируются, или со стороны руководства авиакомпаний»: «Скорее всего, турецкие перевозчики не прислушаются к этой рекомендации EASA. Рекомендация — это не безусловный запрет. Кроме того, авиаперевозчики подчиняются авиарегуляторам своих стран. Ну, и вообще, для турецких перевозчиков российское направление полетов является одним из стратегических, поэтому без существенной угрозы безопасности — а информация об этом должна исходить от российского авиарегулятора — они не будут исполнять просьбу европейских авиавластей».

Компания Turkish Airlines, судя по сайту авиакомпании, продолжает выполнять рейсы в Москву и Казань.

По словам гендиректора юридической компании Enterprise Legal Solutions Анны Барабаш, за несоблюдение рекомендаций «гипотетически» могут наступить правовые последствия. «Спектр полномочий у EASA довольно широк. Рекомендации EASA могут учитываться и страховщиками, и лизингодателями», — рассуждает она. Например, у турецких авиакомпаний множество самолетов зарегистрированы в странах Евросоюза и лизингодатели этих бортов также могут оказаться европейскими юрлицами. «Так что готовность турецких и иных неевропейских перевозчиков игнорировать рекомендации европейского EASA зависит целиком и полностью от того, перекрывает ли выгода риски», — отмечает Анна Барабаш.

Основатель сервиса обеспечения безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков обращает внимание на то, что Росавиация после инцидента с самолетом AZAL не дала никаких собственных рекомендаций. По его словам, страховые компании после этого инцидента увеличат стоимость полисов, покрывающих риски полетов в Россию, или совсем откажутся от страхования таких рейсов. Еще 3 января сообщалось, например, что сербская Air Serbia отменила полеты из Белграда в Сочи и Казань до конца зимнего расписания полетов из-за возросшей стоимости страховки.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 21 янв 19:00
Американский крупный бизнес предугадал политику нового президента
В мире, 21 янв 18:10
О чем говорил и что подписал 47-й президент США в первый рабочий день
В мире, 20 янв 21:13
Как воскрес видеосервис вопреки решению верховного суда США
В мире, 17 янв 19:50
Зачем иранский президент приезжал к российскому
Свежие материалы
Как требования ЦБ к IPO повлияют на рынок
Финансы,
Банк России отправил эмитентам рекомендации по подготовке размещений
Что будет с финансовыми рынками при Трампе
Финансы,
Американские фондовые индексы выросли, Китай и нефть дешевеют
Новые санкции против России не помешали ее внешней торговле
Экономика,
Сальдо счета текущих операций РФ в 2024 г. выросло