Интервью

Закурить не найдется

Число потребителей табака в мире неуклонно снижается

Закурить не найдется
Фото: Александр Щербак/ТАСС
В 2022 г. примерно пятая часть населения Земли имела пристрастие к курению. Это существенно меньше, чем в 2000-м, когда курила треть жителей планеты, говорится в опубликованном на этой неделе докладе Всемирной организации здравоохранения. Однако в документе содержится предупреждение, что расслабляться не следует: табачная промышленность всячески старается если не повернуть вспять тренд отказа от курения, то максимально его замедлить.

ВОЗ против Philipp Morris

«Арьергардные бои», которые уже не одно десятилетие ведут производители табака, не только не стихают, но и становятся все ожесточеннее. Понимая, что фронтальное столкновение с набирающим силу трендом на отказ от курения им не выиграть, табачные компании изобретают все новые, «партизанские» методы в борьбе за свое место под заходящим для них солнцем.

Это признают и представители Всемирной организации здравоохранения. В частности, глава департамента ВОЗ по пропаганде здорового образа жизни д-р Рюдигер Крех заявляет, что он «потрясен» уловками оппонентов, которые становятся все изощреннее.

«Я потрясен, до каких глубин может опуститься табачная промышленность ради того, чтобы сохранить свои доходы. Для них человеческие жизни — пустой звук. Мы видим, что как только правительства начинают почивать на лаврах, полагая, что эта война выиграна, табачное лобби моментально поднимает голову и начинает манипулировать политикой в области здравоохранения», — заявил он.

По словам Креха, в настоящее время в мире насчитывается 1,25 млрд курильщиков. Однако число их снизилось на 19 миллионов только за последние 2 года.

Но и манипуляции со стороны табачной индустрии, о которых говорит представитель ВОЗ, проводятся все более изобретательно и беззастенчиво. Табачные компании применяют тактику «волка в овечей шкуре» — выступают спонсорами различных массовых мероприятий (в первую очередь, для молодежи), используют партизанский маркетинг в соцсетях, а также финансируют псевдонаучные исследования с целью доказать, что вред от табакокурения сильно преувеличен.

Строго говоря, нельзя сказать, что чиновник ВОЗ открыл какое-то новое явление. Подробно, да еще и с художественными деталями, оно описано в настольной книге PR-специалистов «Здесь курят», которую писатель Кристофер Бакли выпустил еще в 1994 году.

Контратаки табачной промышленности иногда оказываются успешными. Чаще всего в этом контексте упоминается глобальная кампания американской Philip Morris Int. (PMI), нацеленная на плавное замещение традиционных табачных изделий их электронными «бездымными» вариантами. PMI официально дала ей старт в 2016 году.

PMI в 2022 г. заработала более $10 млрд, отгрузив свыше 620 млрд единиц продукции. Это на 27% меньше , чем годом ранее, но при этом около трети выручки компании пришлось на «негорючие» никотиносодержащие изделия (под брендами IQOS, Bonds, Veev и др.)

Вывод на рынок альтернативных никотиносодержащих продуктов в значительной мере был вызван как раз снижением потребления традиционных табачных изделий, сказал «Эксперту» член координационного совета по борьбе с табакокурением Виктор Зыков:

«В мире одновременно наблюдаются два противоположных тренда. Потребление изделий на основе табачного листа сокращается, при этом использование новых видов никотиносодержащей продукции нарастает. Но первый тренд идет более быстрыми темпами, чем второй, поэтому общее количество курильщиков на планете в целом сокращается — хотя и не так быстро, если бы табачные компании не вставляли палки в колеса.

Табачные компании лихорадочно искали для себя новые ниши и нашли их в электронных заменителях, проводя агрессивные маркетинговые кампании, ориентированные в первую очередь на молодежь», — говорит он.

Сегодня успех этой контратаки очевиден: молодежь массово переходит от сигарет (которые считаются «старомодными») на вейпы, «свистки», «айкосы» и другие системы низкотемпературного сжигания, причем этот рынок расширяется как вширь, так и вглубь. В 2023 г. число несовершеннолетних потребителей электронных сигарет утроилось по сравнению с 2020-м, а возрастная планка употребления модного продукта снизилась по сравнению с возрастом начала курения обычного табака: электронные сигареты пробуют уже дети начиная с 13-летнего возраста.

С 2009 года число курильщиков в России сократилось в два раза
С 2009 года число курильщиков в России сократилось в два раза. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Дымовая завеса

Цинизм производителей табака заключается в том, что не имея возможности остановить постепенный отказ человечества от вредной привычки, они пытаются его возглавить и представить реальных борцов с табакокурением врагами этого процесса. Один из топ-менеджеров PMI Грегуар Вердо прошлой осенью прямо обвинил руководителей ВОЗ в том, что те «саботируют» борьбу с употреблением табака.

«Продукты, не содержащие табачного дыма, при надлежащем регулировании могут ускорить снижение показателей курения быстрее, чем борьба против табака», — утверждает Вердо.

В этом смысле табачное лобби идет даже дальше лобби оружейного — американская стрелковая ассоциация (NRA) хотя бы не делает вид, что ее целью является борьба с эпидемией массшутингов.

ВОЗ ставит перед собой задачу сократить к 2025 г. число курильщиков на 25% по сравнению с 2010 г. Сейчас все выглядит так, что эта цель может быть достигнута: по данным организации, рост объемов потребления традиционных табачных изделий в минувшем году зафиксирован всего в шести странах. Это Конго, Египет, Индонезия, Иордания, Оман и Молдова. При этом в процентном отношении к общему числу населения на первых местах стоят страны Юго-Восточной Азии и Европы.Там курит более четверти всего населения. Сильнее всего привержены пагубной привычке европейские женщины: в Старом Свете курильщиц вдвое больше, чем в остальных регионах мира.

В России ситуация с отказом от курения развивается в позитивном направлении, говорит Виктор Зыков.

«По данным глобального опроса, в нашей стране в 2009 году курило 39,4% населения старше 15 лет, в 2016-м — 30,9%, а по данным Росстата в 2023 г. — уже только 18,7%. Но здесь учтены только традиционные курительные изделия — сигареты, папиросы и т.д. Согласно данным Росстата, распространенность потребления электронных систем доставки никотина среди населения старше 15 лет в 2022 г. составила 3,6%.

Мы видим, что темпы роста употребления электронных сигарет не сопоставимы с темпами сокращения потребления традиционных, и это радует — несмотря на все усилия, производители никотина не в состоянии переломить этот тренд в свою пользу», — указывает он.

Тем временем ВОЗ призывает национальные правительства не успокаиваться на достигнутом, предупреждая, что табачное лобби ни при каких условиях не капитулирует добровольно.

Материалы по теме:
В мире, 27 дек 16:25
Пандемию победили, но вирус остался
В мире, 31 мая 13:30
Число новых случаев онкозаболеваний может увеличиваться на 12 млн ежегодно
В мире, 16 фев 2024 18:16
Незаконная торговля составляет 11% мирового рынка табака
В мире, 25 апр 21:08
Что президент Путин обсудил со спецпосланником Трампа
Свежие материалы
Волна долговых кризисов неизбежна
Мнения,
Как институты развития могут работать в международных проектах
«Открытый диалог» в жанре эссе
Общество,
Представители более чем 40 стран поговорили о будущем экономики и общества стран БРИКС
Доступная и комфортная Арктика
Города,
Какие архитектурные новации стоит внедрять в полярных городах