Интервью

Как IT-компании перестраивают внутренние процессы в ответ на кризис?

От директив к самоуправлению

Роман Гоц
Роман Гоц
Генеральный директор ГК «DатаРу»
Пока российский рынок IT переживает спад, некоторые игроки находят возможности для роста не во внешних драйверах, а в смене управленческой модели. Вместо иерархии — система автономных кросс-функциональных команд, где каждый сотрудник несет персональную ответственность за свой вклад в общую финансовую эффективность бизнеса.

Российская экономика проходит фазу «планового охлаждения». Многие крупные заказчики еще с весны начали замораживать долгосрочные инвестиционные проекты. Поставщики оборудования и ПО рассчитывают на оживление к концу года. Но отложенный спрос нестабилен и фрагментарен — заказчики, что называется, «латают дыры».

Ситуация может усугубиться с отменой налоговых льгот. На этом фоне IT-бизнесу приходится быть более гибким: искать новые подходы к организации операционных процессов и работе с заказчиками.

«Красные организации» больше не эффективны

Традиционная иерархическая модель управления ломается. На IT-рынке долгое время доминировали «красные организации» (компании с авторитарной структурой управления, где доминирует сильный лидер. — «Эксперт»).

В таких компаниях исполнители ждут директив. И если сверху никто ничего не сказал — значит, все хорошо.

В сегменте поставки оборудования после подписания контракта с клиентом могут не общаться неделями, довольствуясь формальным статусом «в работе», пока не придет руководитель или сам заказчик.

«Эффект колодца»

Иерархическая структура приводит к формированию герметичных функциональных подразделений — я называю это «эффектом колодца».

Каждая команда или отдел крутится в своем изолированном «мирке» и видит только маленький кусочек процесса — директивы и оценку непосредственного начальника.

Сотрудники одной единицы полностью отрезаны горизонтально от коллег из других отделов и, что критически важно, от конечного клиента. Мерилом эффективности становится начальник и его субъективное одобрение.

Патологии «красной» модели

В таких условиях никого не волнует, что происходит за пределами колодца. Это приводит к двум патологиям:

  • Теряется реальная ценность работы. Команда может быть уверена в своей эффективности, но ее действия не влияют на общий результат. Отдельные части процесса формально успешны, но «машина» в целом неэффективна.
  • Возникает внутренняя разобщенность. Каждая единица работает сама на себя и свои задачи. Это создает токсичную атмосферу. В итоге компания превращается в набор автономных княжеств, которые ведут междоусобицу.

Кросс-функциональные команды

Иерархическую модель в IT заменяет принципиально новая организационная структура, построенная вокруг самостоятельных кросс-функциональных команд.

Ее основная идея — в полном отказе от директив сверху. Внутри компании создается внутренняя экосистема автономных самоуправляемых бизнес-единиц, каждая — с собственным центром прибыли и убытков (P&L).

Такие команды не получают задач от начальника. Это по сути «мини-предприятия» в составе более крупной компании, они должны находить «заказчиков» и продавать им свои услуги по внутреннему гибкому тарифу.

Как новая операционная модель меняет бизнес

Задача такого перехода — не конкретные цифры, а создание системы, в которой сотрудники и команды сами заинтересованы расти.

Создается саморегулируемая система, где благополучие каждого отдельного человека зависит от его способности договориться с другими людьми и создать востребованный продукт или сервис.

Смещение фокуса

В новой системе фокус смещается с отчетности перед руководством на создание реальной ценности для того, кто платит за услугу.

Если команду-заказчика не устраивает качество, скорость или стоимость работы — она может отказаться от услуги внутри и привлечь внешнего консультанта.

Например, если внутренние юристы готовят договор слишком долго, она может обратиться к внешней юридической службе, даже если это обойдется дороже. Это заставляет подразделения постоянно повышать свою эффективность.

Повышение осознанности каждого сотрудника

В новой модели сотрудник видит прибыли и убытки своей команды и понимает, как его действия влияют на общий финансовый результат отдела и компании. Это приводит к нескольким изменениям в мышлении:

  • Сотрудники начинают брать на себя ответственность за результат;
  • Фокус команд смещается на влияние их действий на бизнес;
  • Стихийно рождаются новые лидеры, а не назначаются начальники. Сотрудник может сам инициировать создание кросс-функциональной рабочей группы и возглавить ее;
  • Меняется финансовая мотивация. Сотруднику важен не размер оклада, а процент от чистого дохода, на который он может повлиять.

Что в итоге

Таким образом растет гибкость компании. Например, в рекрутменте часто «то густо, то пусто»: в один месяц нужно 4 человека, в другой — надо закрыть больше 20 вакансий.

При этом по тарификации у нас в компании рекрутер может закрывать 2 позиции в месяц. Если вакансий становится слишком много, команды могут самостоятельно привлечь внешних специалистов по договору ГПХ.

Наконец, меняется роль самих руководителей. Вместо операционных менеджеров, которые раздают указания и все время занимаются «тушением пожаров», они становятся стратегическими лидерами и катализаторами роста.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Нефть не держится в земле
Промышленность,
Аналитики ожидают роста добычи сырья в России в 2026 году
Дипломатические каналы дали течь
В мире,
Сливы о мирных переговорах обнажают борьбу в Вашингтоне
Как разрешится конфликт вокруг скидок на маркетплейсах?
Аналитика,
Переход на «единый ценник» состоится