Интервью

Автомобили скоро подорожают

Как на авторынок повлияет увеличение утилизационного сбора

Автомобили скоро подорожают
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
Осенью 2024 г. иномарки в России могут резко подорожать. Причем цены на них будут подниматься до 2030 г. «Эксперт» рассказывает, почему машины станут дороже, имеет ли смысл покупать сейчас китайские кроссоверы и какие останутся лазейки для ввоза иностранных автомобилей.

Плата за утилизацию или борьба с конкурентами

Главная причина возможного роста цен на автомобили заключается в повышении утилизационного сбора. Он был введен в 2012 г. и изначально предполагалось, что его будут платить только импортеры автомобилей. Но вскоре утилизационный сбор распространился и на производителей внутри страны, хотя им государство компенсировало затраты.

В 2012 г. утилизационный сбор составлял 20 тыс. руб. для легкового автомобиля и 150 тыс. руб. для грузовой техники. Считалось, что этих денег должно хватить для того, чтобы в будущем — например, через 10 лет — старую иномарку можно было утилизировать. То есть покупатель новой машины сразу платил и за ее уничтожение.

Однако впоследствии утилизационный сбор превратился из «экологической помощи» в способ защиты отечественных автопроизводителей. Причем с формальной точки зрения размер самого сбора с 2012 г. остается неизменным. Он по-прежнему 20 тыс. руб. Просто власти постоянно увеличивают коэффициенты, на которые нужно умножать эту сумму.

В последний раз коэффициенты выросли 1 августа 2023 г. Тогда они увеличились в 1,7–3,7 раза. И сейчас при ввозе машины возрастом до трех лет с двигателем объемом 1–2 литра юридические лица должны заплатить в казну 300 600 руб. А для подержанной машины старше трех лет — 528 800 руб. Плюс к этому есть и другие платежи: акциз, НДС, таможенная пошлина.

Правда, все еще действует льгота для физических лиц. Один раз в год каждый гражданин России может привезти из-за границы автомобиль и заплатить утилизационный сбор в размере 3400–5200 руб. При этом до 1 апреля 2023 г. объем двигателя не имел значения. Но год назад власти сохранили льготу только при покупке машины с мотором объемом до трех литров. И если частник сейчас привезет новый внедорожник или премиальный седан с двигателем объемом 4 литра, то он заплатит утилизационный сбор 1 235 200 руб. (и 1 623 800 руб. для авто старше 3 лет).

Кроме того, не могут воспользоваться лазейкой профессиональные продавцы. Ведь после льготной уплаты утильсбора автомобиль нельзя продавать в течение года! В противном случае придется заплатить «утиль» в полном объеме.

Как увеличится утилизационный сбор

Ожидается, что новые ставки утилизационного сбора могут быть введены уже 1 октября этого года. Российские производители машин всеми силами поддерживают эту меру, ведь благодаря «утилю» цены на иномарки могут вырасти. А автомобильные дилеры, которые продают китайские машины, выступают против введения сбора. Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) даже направила на имя главы Минпромторга Антона Алиханова письмо с просьбой отложить введение повышенных ставок хотя бы до 2025 года.

Новое постановление Минпромторга изначально закладывает возможность повышения утилизационного сбора до 2030 г. В итоге «утиль» для машин с двигателем объемом 1–2 литра через шесть лет составит 1 172 400 руб. (сейчас 300 600 руб.), а сбор для автомобилей с мотором 3–3,5 литра составит в 2030 году 3 783 400 руб. (сейчас 970 000 руб.).

Самый же большой утилизационный сбор будет в 2030 г. для машин возрастом более трех лет с двигателями объемом более 3,5 литра — 6 333 400 руб.

Как изменится утилизационный сбор на автомобили

Как изменится утилизационный сбор на автомобили

Помимо машин с бензиновыми и дизельными двигателями может значительно вырасти утилизационный сбор и для электромобилей, спрос на которые в России в последние годы растет.

В 2024 г. ставки для электрокаров останутся без изменений (32 600 руб.), но начиная с 2025 г. они будут расти стремительно. Уже в 2025 г. при ввозе электрической машины придется заплатить сбор в размере 667 400 руб., а в 2030 году — 1 172 400 руб. (а для электрокара старше трех лет — 2 062 600 руб.). То есть, сбор для электромобилей вырастет в 36 раз.

Насколько подорожают автомобили

По данным РОАД, по итогам первого полугодия 2024 году китайские компании контролировали 57% рынка. А, например, в июне доля «китайцев» составила 61% (при этом еще в 2023 г. на них приходилось 40%). Однако подавляющее большинство продаваемых в России автомобилей импортируются из Китая. Пока в России свой автомобильный завод имеет только компания Haval, а Chery с большой осторожностью собирает на заводе в Санкт-Петербурге кроссоверы Tiggo 7 Pro под брендом Xcite. И введение повышенного утилизационного сбора по задумке российских властей должно стимулировать китайские компании открыть свое производство в нашей стране.

«Мы не знаем, насколько точно подорожают автомобили. У крупных компаний есть своя политика. Но нужно понимать, что торговать сейчас себе в убыток никто не будет. Поэтому если утилизационный сбор для автомобилей с двигателем объемом 1–2 литра — а это самый популярный „типоразмер“ в России — увеличится на 255 тыс. руб., то с большой долей вероятности и цены вырастут на 200–250 тыс. Возможно, не сразу. Но это случится. Например, мы можем увидеть сворачивание скидок, которые дают дилеры. Поэтому если хотите купить машину — покупайте ее сейчас», — рассказал автоэксперт ИЦ НТИ «Автонет» Московского политехнического университета Юрий Урюков.

Самые продаваемые автомобили в России за 6 месяцев 2024 года (данные «Автостата»)


  1. Lada Granta — 95 988 шт.
  2. Lada Vesta — 62 192 шт.
  3. Haval Jolion — 35 219 шт.
  4. Chery Tiggo 7 Pro Max — 27 169 шт.
  5. Lada Niva Travel — 25 368 шт.
  6. Geely Monjaro — 23 822 шт.
  7. Chery Tiggo 4 Pro — 22 007 шт.
  8. Changan CS55 Plus — 16 112 шт.
  9. Omoda C5 — 19 340 шт.
  10. Belgee X50 — 14 109 шт.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Авто, 4 авг 09:00
В составе колонны — десять автомобилей бренда
Авто, 20 июл 19:08
Hongqi представила лифтбек Н6
Авто, 4 июл 07:00
Минпромторг хочет стимулировать спрос на машины и одновременно притормозить импорт «китайцев»
Авто, 2 июл 10:00
Дистрибьюторам рекомендовано отказаться от бонусов автодилерам
Свежие материалы
Как «Росатом» развивает ИИ
Создается глобальная система управления атомной отраслью
Безградусная перспектива
Молодое поколение россиян пьет все меньше спиртного
Европа не прокачивает газ
В мире,
Не все европейские страны успевают заполнить ПХГ на целевые 90%