Интервью

Рынок пока не сложился

Как выбирает автомобиль современный покупатель

Рынок пока не сложился
Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru/TACC
Если верить статистике, чуть более половины взрослого населения страны владеет личным автомобилем и примерно четверть этих людей планирует его поменять в течение года. Авторы премии «Автомобиль года в России» изучили современные критерии выбора автомобиля и пришли к выводу, что, несмотря на радикальную смену модельного ряда на дилерских площадках, покупатель по-прежнему голосует за ту или иную модель эмоциями и кошельком.
Владимир Безукладников
Владимир Безукладников

Глава Национальной премии «Автомобиль года в России»

Годами покупатели автомобилей руководствовались независимыми рейтингами качества, статистикой надежности, информацией об объемах продаж, ценой и, конечно, субъективными представлениями о престижности тех или иных моделей. Весь этот массив данных использовали и сами автопроизводители, формируя рыночную цену. В результате, к примеру, модели немецкого автопрома котировались в России, как и во всем мире, выше, чем, скажем, французские.

Основы определения лучших автомобилей российского рынка в рамках «Автомобиля года» по большому счету не изменились. Машину, как и прежде, подбирают головой, сердцем и кошельком. Сегодня, после недавнего оглашения результатов голосования в ключевых номинациях в премии, мы можем объективно судить о текущих предпочтениях российских автовладельцев.

По нашему убеждению, представления, на основе которых российские покупатели предпочитали «немца» «французу», а «японца» «корейцу», для нового автомобильного ассортимента пока до конца не сложились. В России еще не завершилось формирование нового автомобильного рынка. Нет и четкого понимания того, какая из автоновинок надежнее, а компания-автопроизводитель — ответственнее. Более того, само понятие «надежность» на сегодня понимается шире, чем прежде. Это в том числе и способность обеспечить профессиональный сервис, оперативные поставки запчастей, реальную гарантию.

Также пока еще не собран достаточный массив статистики, позволяющий авторитетно судить о том, кто из новичков российского рынка, и прежде всего китайских автокомпаний, стоит на вершине пирамиды качества. Как следствие, люди выбирают себе автомобиль, исходя из его внешней привлекательности, цены и уже успевшего сформироваться имиджа марки и модели. Некоторые такие стереотипы уже оформились. Скажем, современные автомобили Chery воспринимаются в большей степени как семейные, Tank и Oting — как внедорожники, Exeed — как статусные, премиальные, Geely — как более спортивные и технологичные, опирающиеся на технологии дочерней компании Volvo.

И конечно, наша премия помогает покупателям определиться с выбором, поскольку ее результаты, во-первых, являются выжимкой общественного мнения, а во-вторых, они подкреплены исследовательской работой.

В наших аналитических материалах мы сигнализируем также и о возможных рисках при покупке той или иной модели, о преимуществах машин, реализуемых как представительствами марок, так и ввозимыми по параллельному импорту. И кстати, мы целенаправленно включаем в список для голосования модели не только из «белых», но и из «серых» поставок. Ведь армия поклонников моделей, которые прежде продавались в России напрямую компанией-автопроизводителем, по-прежнему сильна. Кроме того, параллельный импорт в современных реалиях стремительно меняет статус. В стране появилось много крупных эксклюзивных импортеров, которые предоставляют на такую продукцию полноценную гарантию, фирменный сервис и обеспечение запчастями.

Выбирая, к примеру, автомобиль Hongqi H9, победивший у нас в номинации «Представительский класс», покупатели получают возможность пересесть на эту престижную модель с соразмерных BMW или Mercedes-Benz, практически не теряя в статусности и получая такой важный бонус, как полноценная гарантия и обеспечение запчастями. При этом такая покупка еще и возможность сэкономить. Ведь Hongqi H9 стоит примерно на треть дешевле, чем длиннобазные Mercedes-Benz E-Class и BMW 5-Series.

Показателен также успех Zeekr 007, победившего в номинации «Бизнес-класс» («Гибриды и электрокары») и Voyah Passion (номинация «Представительский класс», «Гибриды и электрокары»). Эти результаты подсвечивают явный тренд: наши покупатели готовы идти на риск покупки по параллельному импорту несмотря на то, что в сети множатся сообщения о том, что очередной Zeekr или LiXiang превратился в «кирпич» после блокировки бортовых систем из-за ДТП или неудачной перепрошивки мультимедиа. Впрочем, правда и то, что такие высокотехнологичные продукты пока не делают погоды на российском рынке. По сути, упомянутые автокомпании не спешат повернуться к нашему рынку лицом, закрывая глаза на продажи своей техники в РФ без должной технической поддержки и направляя таким образом послание российским клиентам: «Вы сами по себе».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Авто, 4 авг 09:00
В составе колонны — десять автомобилей бренда
Авто, 20 июл 19:08
Hongqi представила лифтбек Н6
Авто, 4 июл 07:00
Минпромторг хочет стимулировать спрос на машины и одновременно притормозить импорт «китайцев»
Авто, 2 июл 10:00
Дистрибьюторам рекомендовано отказаться от бонусов автодилерам
Свежие материалы
За каменной стеной
Что происходит на рынке новостроек летом 2025 года
Вагонам сокращают жизненный путь
Промышленность,
На железной дороге наметился тренд на ускоренное списание «грузовиков»