Профицит торгового баланса России по итогам 2023 г., по предварительной оценке Банка России, снизился в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил $118,3 млрд. Профицит счета текущих операций (разница между теми деньгами, которые поступили в страну и которые были из нее выведены) упал в 4,8 раза, до $50,2 млрд.
За год общий объем экспорта снизился на 28,6%, до $422,7 млрд, импорта — вырос на 10,1%, до $304,4 млрд. Объем прошлогоднего импорта на символические $0,4 млрд превысил показатель 2021 г.
К ухудшению основных показателей торгового баланса привело в основном серьезное уменьшение экспорта. «Стоимостный объем экспорта товаров сократился по отношению к 2022 г. в большей степени из‑за снижения с повышенных уровней 2022 г. мировых цен на сырьевые товары, а к 2021 г. — за счет уменьшения физических объемов поставок в силу внешнеторговых ограничений», — поясняет ЦБ.
Рост же импорта обусловлен переходом на поставки товаров из «альтернативных регионов» и расширению механизма параллельного импорта. За 2022–2023 гг. по параллельному импорту в Россию было ввезено товаров на сумму свыше $70 млрд.
В последнем квартале показатели также были слабыми. Так, профицит торгового баланса составил всего $28 млрд (снижение в 2,2 раза относительно годом ранее), а счет текущих операций зафиксирован на уровне $10,7 млрд (снижение в 3,9 раза).
Экспорт упал на 27% г/г, что Банк России объясняет в том числе плохими погодными условиями, которые уменьшили объемы морских перевозок.
Импорт сократился на 5% в результате ослабления рубля, замедления роста внутреннего спроса, в том числе из‑за ужесточения денежно-кредитной политики, и наличия излишков накопленных в предыдущие периоды товарных запасов.
Положительное сальдо финансового счета (включая резервные активы) в IV квартале 2023 г. сформировалось в размере $9 млрд против $13 млрд кварталом ранее и $40 млрд годом ранее. По итогам прошлого года показатель зафиксирован на уровне $40 млрд (снижение в 5,7 раза) и сформирован он был в основном за счет роста иностранных активов на $38 млрд. Это накопленные резидентами средства на зарубежных счетах и депозитах, задолженность нерезидентов по незавершенным внешнеторговым расчетам, а также прямые инвестиции за рубеж, поясняет Банк России.
Но все же основные параметры платежного баланса России выглядят не так печально, как могли бы быть. В июне прошлого года счет текущих операций был отрицательным впервые с августа кризисного 2020 г., составив минус $1,4 млрд. Тогда некоторые аналитики не исключали, что платежный баланс в IV квартале 2023 г. может уйти в минус, что приведет к усилению падения рубля. Однако худшего не случилось, и Россия пока продает товаров больше, чем покупает.
От параметров торговли России зависит курс рубля. В частности, глава Банка России Эльвира Набиуллина на Петербургском международном экономическом форуме в середине июня говорила: «В условиях, когда мы ввели меры по ограничению движения капитала, курс в большей степени, чем раньше, определяется состоянием торгового баланса».
Поэтому неудивительно, что после объявления сегодняшних данных ЦБ, рубль ускорил снижение. По итогам дня российская валюта ослабла к доллару на 0,8%, хотя рано утром рубль укреплялся на 0,3%. Впрочем, пока это стоит расценивать как первую, во многом эмоциональную реакцию рынка на не очень хорошие данные, которые к тому же были прогнозируемы.
Не следует сбрасывать со счетов и то, что сейчас на рубль негативно действует такой фактор, как окончание налогового периода. До вчерашнего дня бизнес должен был расплатиться с бюджетом по налогам за январь, а после этого традиционно экспортеры уменьшают продажу долларов и юаней.