Оксана Деришева, директор департамента листинга и первичного рынка СПБ Биржи:
— СПБ Биржа уже направила предложения по дополнению «Дорожной карты» по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов. Среди них — децентрализация инфраструктуры финансового рынка, в т. ч. отказ от монополии центрального депозитария в пользу расчетных депозитариев бирж РФ; отказ от планируемого введения требования о наличии двух кредитных рейтингов для выпусков облигаций в котировальных списках российских бирж; субсидирование расходов эмитентов на размещение акций и облигаций; актуализация программ субсидирования затрат эмитентов МСП при размещении выпусков акций и облигаций на фондовом рынке; пересмотр стандартов раскрытия информации по санкционным эмитентам, компаниям из сектора ОПК и новых регионов РФ при выходе на фондовый рынок.
Алексей Гашков, заместитель начальника департамента рынков капитала АКБ «Держава»:
— Нам представляется необходимым введение налоговых льгот для компаний, выходящих на фондовый рынок. Для получения этой льготы необходимо установить минимальный размер доли выводимых на рынок акций (например, не менее 10–15% от капитала). Важно также стимулировать реинвестирование данных средств в компанию — кэш ин против кэш аута. Стимулирование государственных институтов к развитию собственной экспертизы по организации IPO с целью увеличения конкуренции на рынке. Далее, установление требования выхода на биржу компаний, приобретенных российскими инвесторами в результате выхода из капитала иностранцев, в течение двух лет после выкупа. При этом необходимо ограничить (например, 30%) превышение цены акций на IPO над ценой приобретения и установить минимальный пакет, выводимый на биржу (например, 20%). Подобное правило должно действовать для компаний с капитализацией выше определенного порога (например, для компаний с оценкой более 20 млрд руб.).
Владимир Коровкин, преподаватель Школы управления «Сколково»:
— Я думаю, что главный барьер перед выходом на биржу — необходимость выстраивания серьезных механизмов управления и следующая за этим существенная потеря контроля со стороны основателей компании. Российская культура бизнеса в целом была ориентирована на получение высокой прибыльности и превращение ее в дивидендный поток. IPO может иметь смысл, если основатель хочет отойти от дел и не имеет хорошей возможности передачи управления внутри семьи, но такие ситуации относительно редки. Второй вариант: большие планы по развитию, которые не могут быть эффективно профинансированы из кредитных денег. Но масштабные программы поддержки, которые развернуло государство, снижают привлекательность этого варианта. Связанная с IPO прозрачность также может быть барьером: далеко не всем компаниям хочется иметь глубоко аудированную отчетность.
Стимулирование IPO кажется непростой задачей. Финансовые рынки вообще находятся в сложном взаимодействии. Например: деньги, привлеченные на IPO, уйдут с рынка банковских вкладов — т. е. банки лишатся привычного важного источника ликвидности (которую и так все дороже привлекать). Любое форсирование развития финансовой системы несет в себе серьезные риски.
Ольга Мещерякова, генеральный директор ООО «Перамо Инвест»:
— Для улучшения финансового положения компаний целесообразно предоставление льготных кредитов для инновационных и технологичных компаний. Речь здесь не только про IT-сектор, но и смежные отрасли, такие как биотехнологии, фармацевтика и т. д. Обсуждаемое субсидирование услуг консультантов и расходов на IPO также должно принести положительный результат, т. к. на текущий момент затраты на проведение IPO достаточно высоки и зачастую являются заградительным фактором.
Важным моментом для успешного IPO является развитие инфраструктуры фондового рынка в целом, и деятельности институциональных инвесторов в частности. Совсем недавно были приняты важные решения: снят запрет на участие НПФ в IPO и установлено требование к эмитентам по раскрытию принципов аллокации.
Существенным негативным фактором российского фондового рынка остается низкий объем бумаг, находящихся в свободном обращении (free float). В России этот показатель не превышает 30%, тогда как в европейских странах он составляет 80–90%. Для преодоления этого барьера ЦБ обсуждает введение минимального порога free float для допуска акций к торгам на бирже. Рост ликвидности будет способствовать повышению качества ценообразования на фондовом рынке.
Также важным аспектом является повышение доверия розничных инвесторов и надежная защита их прав. В настоящее время проходит несколько судебных процессов, где акции, приобретенные на организованных торгах, истребованы у добросовестного приобретателя, что является грубым нарушением норм гражданского права.