Универсальная торгово-финансовая система
Заявленная тема дискуссии — могут ли маркетплейсы стать равноценной заменой традиционным банкам только за счет финтеха, вскрыла сразу много болевых точек обоих рынков — электронной коммерции и финансовых услуг.
Электронную финансовую инфраструктуру для платежей в интернете начали внедрять именно банки, которые стали вкладывать в ее развитие ресурсы (временные, денежные и лоббистские) еще 20 лет назад. В конечном итоге эта инфраструктура легла в основание нового сегмента финансовых технологий, которыми пользуются маркетплейсы. Их финансовые сервисы, построенные на базе кэптивных банков, постепенно оттесняют розничные банки от переводов частных лиц за оплату онлайн-покупок. По данным Банка России в денежном выражении товарооборот электронных платформ в 2023 г. достиг 7,5 трлн руб. Согласно статистике Минцифры, покупки на маркетплейсах регулярно совершают 7 из 10 россиян.
Главный вопрос, который давно волнует всех участников банковского рынка — остановятся ли маркетплейсы только на обслуживании своих площадок или начнут дальнейшую экспансию и разработку финансовых продуктов для своей клиентской базы. В целом, ипотека от «Озона» или депозиты Wildberries не выглядят чем-то фантастическим.
И это серьезные риски для розничного банкинга. Как заявил управляющий директор маркетплейса «Озон» Сергей Беляков, у одноименного банка уже 20 млн пользователей. По его словам, клиентская база не делится на финансовые услуги для связи продавцов и покупателей и продукты «Озон банка». 40% клиентов банка используют его карты вне маркетплейса, говорит Беляков. А значит, экспансия за его пределы уже началась.
Позиция генерального директора и владелицы маркетплейса Wildberries Татьяны Бакальчук отличается от позиции руководителя «Озона». Она подчеркнула, что «финтех WB — это фактически отраслевое решение для себя». Поэтому конкуренции между маркетплейсами и банками нет. Банки предоставляют универсальные финрешения, а WB банк улучшает финансовый сервис для всех участников своей площадки. Через него проходят все трансакции между любыми участниками, которые работают на платформе маркетплейса. Управление финансовыми потоками всей площадки — это системообразующий принцип Wildberries, сказала Бакальчук. Хотя формально доля потребительских платежей конкретно через кошельки WB составляет 30%.
Одним можно, другим нельзя
Экспансия маркетплейсов вызывает предсказуемую реакцию традиционных агентов по управлению денежными средствами — коммерческих банков, для которых это основная профильная деятельность. Главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский привел пример одного из банков — маркетплейсов, где научились выпускать карты, но не научились перевыпускать: «Есть кнопочка перевыпустить карту — а она не работает».
Конкуренция между e-commerce и банками появилась только из-за разницы в нормативном регулировании, когда возник регуляторный арбитраж, что и привело к несправедливой конкуренции, говорит Верхошинский.
Масла в огонь добавляет и демпинг со стороны маркетплейсов. По данным «Альфа-банка», 83% опрошенных хотят пользоваться «Озон банком» из-за дополнительной скидки на все цены маркетплейса. «Это чистой воды ценовая дискриминация, которая противоречит защите конкуренции и правилам платежных систем», — отметил глава «Альфы». Коллегу поддержал и зампред правления ВТБ Георгий Горшков, который показал, как это может работать и в другую сторону: «Есть банк, у которого по итогам года ожидается чистая прибыль в 1,5 млрд рублей. Что будет, если он решит всю эту прибыль пустить на кэшбэк для клиентов и сколько после этого останется электронных площадок? Но это же не конкуренция и не защита потребителей», — отметил Георгий Горшков.
Нарушение конкуренции связано еще и с тем, что банки маркетплейсов по факту являются кэптивными — т.е. обслуживают потоки одного крупного клиента — своей площадки. Верхошинский обратил внимание на убыток «Озона» — около 40 млрд рублей за прошлый год. В реальном секторе экономики, если убыточное предприятие основывает банк, то ЦБ этот банк закроет, отмечает Верхошинский. Но это правило не работает с маркетплейсами.
Регуляторный арбитраж со стороны маркетплейсов происходит не только в сторону банков, но и традиционной торговли. Верхошинский напоминает, что согласно закону «О торговле», доля одного ритейлера не может быть больше, чем 25% рынка, потому что это вопрос продовольственной безопасности страны. Однако сейчас на Озон и Wildberries приходится 80% всей электронной российской торговли. Правовой вопрос об электронной торговле и правда буксует уже почти 20 лет. Профильный закон «Об электронной торговле» разработан еще в 2004 г. и так до сих пор и не принят. Разговор о том, что необходим отдельный закон именно о маркетплейсах, начался только осенью 2023-го.
Не забыл глава «Альфы» о рисках «серой» экономики по ввозу импорта, которые, впрочем, он не стал детализировать.
Однако самое важное отличие, что финтех маркетплейсов позволяет принимать и обрабатывать анонимные платежи, за которыми банки следили особенно внимательно.
Верхошинский напомнил об отзыве лицензии в феврале этого года у одного из лидеров финтеха — «Киви-банка» из-за систематического нарушения закона об отмывании доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, и задает вопрос, где теперь обслуживаются его клиенты? На примере «Киви-банка» он проводит аналогию и с «Озон банком», где, по его словам, «большинство клиентов — это неидентифицированные или анонимные пользователи».
Получается, системно значимые банки контролируют под лупой, потому что они системно значимы. И есть банки, у которых десятки миллионов клиентов, но они не являются системно значимыми и их пока не контролируют, создавая риски для всей системы, считает глава «Альфа-банка».
Агент цифровой экономики
Дискуссия на ПМЭФ выявила интересную позицию крупных маркетплейсов, которые считают, что они вообще не относятся к сектору торговли. Сергей Беляков из «Озона» напомнил, что при использовании маркетплейса покупатель сам выбирает товар и продавца, сама площадка — это не продавец. Его поддержала и глава WB Татьяна Бакальчук: «Определение „маркетплейсы“ меня триггерит, мы не цифровые платформы и не торговые сети. И я согласна с Сергеем, что мы не торговые сети, и не надо заводить нас в зону регуляторики».
Так в чем же отличие маркетплейсов от сферы ритейла? «Торговля — это реализация собственных товаров, которая она закупает у производителя. Мы не продаем свой товар. С нашей помощью сотни тысяч производителей, а это малый бизнес, могут продавать миллионам покупателей. Поэтому мы не торговая организация в силу закона и в силу сути услуги, которую мы оказываем», — заявила владелица Wildberries.
Единственный из крупных маркетплейсов, кто не имеет и не планирует открывать свой банк, предпочитая работать на финансовой инфраструктуре банков—партнеров («Совкомбанк» и Т-банк) — это «Авито». Как объяснил управляющий партнер «Авито» Иван Гуз, ДНК площадки — это сделки между частными лицами, где «задача финтеха решить не технический вопрос оплаты, а обеспечить вопрос доверия и безопасности сделки между незнакомыми людьми». Поэтому базисно финтех был внедрен в виде двух взаимно дополняющих друг друга продуктов — заморозка платежа до проверки товара покупателем («Безопасная сделка») и сопровождение логистического сервиса («Авито.Доставка»).
«Авито», кстати, единственный игрок, кто вспомнил и о других действующих участниках финансовой инфраструктуры — операторах цифровых финансовых платформ, через которые можно оформить онлайн кредиты, в том числе и целевые — автокредиты или ипотеку. Продажи авто и квартир — два активных направления «Авито». Синергия с финансовыми платформами поможет клиентам через сервис не только находить варианты покупки, но и деньги.
ЦБ не видит конкуренции
Так надо ли дополнительно регулировать маркетплейсы? На этот прямой вопрос модератора сессии статс-секретарь и заместитель председателя Банка России Алексей Гузнов не дал прямого ответа. По его словам, он услышал от участников несколько предложений о моделях взаимодействия между банком (банками) и маркетплейсами. Первая — это когда ядром является банк, а экосистема в виде маркетплейса — уже производная; банк находится внутри экосистемы и взаимодействует с банками—партнерами. Во второй модели сам маркетплейс выстраивает под себя платежную систему. И вот тут, по мнению Гузнова, уже есть определенная проблема, так как это не до конца урегулированная сфера. Уже идет обсуждение специального законопроекта, который позволит маркетплейсам самим проводить платежи без участия или наличия банка.
Вопросы добросовестной конкуренции, по словам Гузнова, в фокус внимания ЦБ не входят. Хотя еще в апреле глава Банка России Эльвира Набиуллина заявляла о необходимости проверить маркетплейсы именно из-за жалоб банков на недобросовестную конкуренцию.
Единственное, где представитель ЦБ смог увидеть признаки возможного регуляторного арбитража — это заявляемая маркетплейсами рассрочка. Она схожа с потребительским кредитованием, в котором банки достаточно жестко зарегулированы. «Механизмы сервиса рассрочек по своим параметрам иногда бывают похожи на предоставление потребительских кредитов, но не нормируется таким образом. Пожалуй, стоит этой темой заниматься», — согласился Гузнов.
В работе маркетплейсов регулятора волнуют данные пользователей и их защита. По словам Гузнова, утечки больших массивов данных приводят ко всплеску мошенничеств с применением социальной инженерии. В защите персональных данных у банков наработан большой и сложный опыт. «Да, в банковской индустрии есть душные правила для банков, но это основа безопасности клиентских средств», — согласился зампред правления ВТБ Георгий Горшков, который предложил маркетплейсам, если они хотят конкурировать «по-честному», вложить дополнительные средства в защиту клиентских персональных данных, что сами банки сделали давно.
Впрочем, маркетплейсы могут пока не следовать никаким советам и наставлениям, так как нет никакой нормативки, а значит, нет и нарушений, отметил заведующий адвокатского бюро «Де-юре» Никита Филиппов. По его словам, на практике это означает, что маркетплейсы могут ставить любые тарифы на финтех продавцам-участникам площадки. Их агрессивное поведение в отношении контрагентов, возможно, станет скоро новой судебной практикой, считает Филиппов.
Как это часто бывает на ПМЭФ, реперную точку в дискурсе, что же такое маркетплейс и его роль в экономике, поставил президент Владимир Путин. На пленарном заседании 7 июня он отметил «значительную роль в развитии начинающего и крупного бизнеса так называемых маркетплейсов» и попросил уделить особое внимание развитию «таких товарных потоков при реализации обновленной стратегии „Почты России“ и в целом при формировании национальных проектов».
Банкирам остается надеется, что все чистосердечные признания и объяснения, сделанные во время дискуссии, чей финтех круче, будут учтены.