Войти

На что жалуетесь

На прошлой неделе заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко провел совещание с руководителями контрольных органов

На что жалуетесь
Фото: DCStudio/Freepik
На прошлой неделе заместитель председателя правительства — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко провел совещание с руководителями контрольных органов. На нем обсуждалась практика применения механизма досудебного обжалования, спрос на который со стороны бизнеса непрерывно растет.

Не стоит ждать суда

Сервис досудебного обжалования проверок бизнеса действует сейчас на портале госуслуг. С апреля 2022 г. в этот сервис добавлена возможность подать жалобу на нарушение моратория на проверки и подать заявление о продлении срока устранения нарушений, выявленных контрольным органом. За год количество таких обращений выросло вдвое и превысило 10 тыс.

В августе 2023 г. в сервис внедрили возможность оспорить оценку риска для объектов, подпадающих под обязательные стандарты по безопасности на рабочем месте. Тогда же запущен сервис досудебного обжалования действий разрешительных органов. Сегодня он позволяет предпринимателям обжаловать решения и действия госорганов для более чем 300 видов разрешений и лицензий.

«Наряду с простыми правилами и справедливой процедурой контроля бизнеса мы создали удобный механизм обжалования результатов таких проверок. Мы постоянно развиваем сервис, делаем его быстрее и комфортнее, расширяем его функционал. При этом жалобы являются для нас эффективным инструментом обратной связи от предпринимателей», — подчеркнул Дмитрий Григоренко.

Вице-премьер отметил рост востребованности сервиса. В этом году предприниматели направили через него 4,3 тыс. обращений. Это на 17% больше, чем было в прошлом году. Фактический срок рассмотрения таких жалоб составляет 11 дней, что почти в 2 раза меньше законодательно установленного срока.

Дмитрий Григоренко сообщил, что по итогам года через сервис было получено более 3,5 тыс. обращений и жалоб. Примерно по пятой части обращений (21%) решения выносятся в пользу предпринимателей. «На фоне 340 тыс. проверок это относительно небольшая цифра. Нужно понимать, что за каждой жалобой стоит конкретный предприниматель, поэтому каждое обращение важно. В этом году уже получено 4,3 тыс. жалоб. Мы стремимся эту цифру снизить, но не за счет корректировки, а за счет своей качественной работы, чтобы минимизировать общее количество обращений», — отметил вице-премьер.

Глава аппарата правительства поручил Минэкономразвития ежемесячно составлять списки наиболее распространённых причин подачи жалоб. Такая аналитика будет применена для дальнейшего совершенствования контрольно-надзорной деятельности.

Также МЭР было поручено готовить регулярный внутренний рейтинг федеральных органов власти по работе с жалобами, формировать ежемесячные обзоры работы ведомств по работе с жалобами и усилить внимание качеству и срокам обращения предпринимателей. «Сроки рассмотрения жалоб по закону — 20 дней, по факту в среднем — 11. Обращаю внимание, что это в среднем — есть случаи, когда жалобы рассматривают дольше. Ежемесячно от тройки худших ведомств хотелось бы узнавать причины, почему такие результаты», — пояснил вице-премьер.

Бизнес-климат в фокусе

Запуск сервиса досудебного обжалования решений органов власти имеет важное значение для развития благоприятного экономического климата в стране, уверен управляющий партнер адвокатского бюро «Дудко и партнеры» Георгий Дудко. По его словам, мировой и российской практикой неоднократно подтверждено, что рост бремени проверок бизнеса, отсутствие единообразной практики и прозрачных правил в этой сфере являются значительным препятствием на пути развития предпринимательства и экономики в целом.

К сожалению, указывает юрист, действия контролирующих и надзорных органов на местах, бывает, идут вразрез с общегосударственной политикой и препятствуют нормальному развитию бизнеса. Чаще всего это вызвано пробелами в нормативном регулировании того или иного вопроса, но порой мотивировано и излишним рвением отдельных сотрудников.

Например, все еще находятся под бременем необоснованных проверок некоторые предприятия IT-отрасли, хотя это прямо запрещено указом президента и принятыми в его развитие постановлениями правительства. Для того, чтобы преодолеть это бремя, предприятиям приходится пройти не одну судебную инстанцию, доказывая, казалось бы, очевидные истины.

«Попытка правительства через сервис досудебного обжалования оперативно выявлять основные проблемные участки и реагировать на них может стать действенным инструментом в снижении необоснованных административных барьеров бизнеса. Эта работа еще в самом начале пути, механизмы еще предстоит развивать. Полагаю, что ключ к успеху в этом направлении — это наиболее прямая связь Правительства и бизнеса через аналогичные интернет-сервисы и экспертные сообщества», — говорит Георгий Дудко.

Позитивно инициативу комментируют и другие эксперты. «Отрадно,— говорит владелец и управляющий компанией „Бухгалтерский дом ТОБУ“ Екатерина Зеленская, — что правительство пытается как-то наладить обратную связь с бизнесом, но факт наличия какого-то рейтинга не внушает надежду, что жизнь предпринимателя станет легче. Например, очень большая головная боль — единый налоговый счет. По факту сверки с бюджетом стало возможно получить лишь с августа 2023 года. 8 месяцев бизнес платил государству практически вслепую, не видя остатков взаиморасчетов на начало года, так еще и на новые реквизиты».

Решение увеличить частоту систематизации жалоб — абсолютно правильное, соглашается и старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова. По ее мнению, уже давно надо их не только систематизировать, но и быстрее реагировать на них. Сейчас срок рассмотрения жалоб по закону составляет 20 дней. Да, чаще всего их рассматривают быстрее, но далеко не всегда. Для бизнеса это связано с проволочками, которые могут застопорить деятельность компании.

Комплексно и планомерно

В целом, признает руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева, регулярный анализ самых частых жалоб от бизнеса, а также внутреннего рейтинга федеральных органов власти об эффективности работы с такими жалобами и обращениями, сроками их рассмотрения свидетельствует о комплексной и планомерной работе в рамках контрольно-надзорной деятельности.

«Эта мера — часть донастройки реформы КНД (контрольной и налоговой деятельности) с фокусом на риск-ориентированный подход. Мы видим, что сейчас снижается давление на бизнес, сокращаются сроки и оперативность реагирования на обращения предпринимателей. Все это имеет большое значение и, безусловно, должно оказывать позитивное влияние на экономику», — указывает Екатерина Авдеева.

Любой анализ проблем, уверена и юрист компании «Генезис» Надежда Полищук, не будет лишним, когда стоит вопрос об улучшении качества экономики в стране. По ее словам, единственное, что пока что может вызвать вопросы, — как конкретно будет проходить выборка для контроля жалоб, также не уточняется, какие органы государственной власти данное нововведение затронет, и на каком уровне будет обобщаться выборка (городской/районный/областной/окружной и т.д.).

Материалы по теме:
Финансы, 6 дек 22:22
Сборы по НСЖ и ИСЖ выросли в 4,5 раза
Финансы, 6 дек 19:35
Банк России анонсировал законодательные нормы по защите прав инвесторов
Финансы, 6 дек 18:47
Рынок акций вновь мощно отскочил от минимумов года
Финансы, 3 дек 17:39
Приток средств на брокерские счета в третьем квартале стал рекордным с конца 2021 г.
Свежие материалы
Что происходит в Сирии
В мире,
Мировые СМИ о вариантах развития ситуации в САР после ухода Башара Асада
Куда улетучиваются самолеты
Культура,
Вышли первые серии мистического детектива «Прометей»
Печатному слову нужны читатели
Общество,
Как развивается книгоиздание в России