Интервью

Классный ресурс

Как в стране создаются новые школы

Классный ресурс
Фото: компания «ПроШкола»
Создание объектов социальной инфраструктуры в проектах жилой застройки всегда было непростой задачей — и для бюджетов, особенно местных и региональных, и тем более для частных застройщиков. Применение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в том числе в рамках комплексного развития территорий (КРТ) может не только облегчить решение важнейшей задачи, но и обеспечить дополнительные преимущества.

Схватка с нехваткой

Проблема строительства новых школ родом из 1990-х, когда школы и детские сады в новых жилых массивах строились в последнюю очередь. В итоге это привело к нехватке учебных мест — в отдельных регионах дети учились во вторую и даже в третью смену. О важности программы строительства новых школ говорит ее включение в национальный проект «Образование». В августе 2021 года президент России Владимир Путин поручил правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов в 2023–2024 годах полностью отказаться от третьей смены, а в 2025-м — и от второй.

Для реализации нацпроекта и поручения президента Минэкономразвития РФ вместе с госкорпорацией развития ВЭБ.РФ в феврале 2021 года запустили программу концессионных соглашений, обеспечивающих привлечение внебюджетных средств к программе строительства школ.

Концессионные соглашения позволяют снизить единовременную нагрузку на региональный бюджет на этапе возведения здания и тем самым строить больше школ. При этом регионы получают готовые школы в «рассрочку»: рассчитываться за них можно в течение нескольких лет

Крупнейшим концессионером программы стала дочерняя структура ВЭБ.РФ компания «ПроШкола». В ее портфеле 67 концессионных соглашений на создание 69 школ в 23 регионах России для 60 тыс. учащихся. В общей сложности это более 130 млрд руб. инвестиций, из них 40,2 млрд руб. — средства капитального гранта, более 89 млрд руб. — внебюджетные инвестиции. К 1 сентября 2024 года «ПроШколой» построено 22 школы в 7 регионах. В этом году в День знаний в них пойдет более 15 тыс. детей.

«Создание школ и их эксплуатация — сегмент не высокодоходный, не коммерческий, тут нужны долгосрочные инвестиции, гарантом возвратности которых является государство, — говорит Алиса Денисова, исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ и генеральный директор ООО „ПроШкола“. — Правительство России совместно с ВЭБ.РФ за счет разработанной долгосрочной программы поддержки таких проектов из федерального бюджета запустили кратный рост проектов ГЧП в сфере строительства школ. Эта программа стала объединяющей платформой между частными инвесторами, банками и регионами, заинтересованными в строительстве объектов образования в большем объеме. Более 130 школ по всей стране строится в рамках программы. Кроме ВЭБа в программе участвуют крупнейшие кредиторы страны, такие как ПАО „Сбербанк“, Газпромбанк, банк ДОМ.РФ. Они заходят в программу как соинвесторы, и это очень важно. Мы за то, чтобы крупный бизнес участвовал в социально значимых проектах».

Классный ресурс
Фото: компания «ПроШкола»

Бурятский опыт

Почти половина из построенных при поддержке «ПроШколы» объектов приходится на Бурятию, регион, где исходно ситуация была как минимум непростой. Так, в Улан-Удэ в микрорайоне Забайкальский в школе на 250 мест в 2023 году обучались 1110 детей.

«Потребность в новой школе была очень высокой, — рассказал „Эксперту“ глава республики Алексей Цыденов, — но благодаря концессионному соглашению и нацпроекту „Образование“ удалось не допустить третьей смены в этой школе. В октябре 2021-го было заключено десять концессионных соглашений о строительстве школ: четырех школ в Улан-Удэ и шести — на территории Улан-Удэнской агломерации в Иволгинском и Тарбагатайском районах. На сегодня в эксплуатацию введено восемь школ, причем к 1 сентября прошлого года мы одновременно открыли четыре из них, что стало большой радостью для учителей, детей и родителей. И тогда же удалось полностью ликвидировать третью смену в Бурятии. Еще две новые школы планируется ввести к 1 сентября 2024-го».

Общая стоимость объектов составила 7,95 млрд руб., из них 3,2 млрд руб. — средства федерального и регионального бюджетов, остальная часть суммы привлечена «ПроШколой» за счет ВЭБ.РФ и ПАО «Сбербанк». Если считать по средней стоимости одной школы, то без концессий регион смог бы за этот срок построить только четыре школы, а не десять.

Классный ресурс
Фото: компания «ПроШкола»

Комплектование на местах

Концессионер сдает школу, оснащенную «под ключ», в ней сразу можно начинать учить детей. «ПроШкола» при этом работает исключительно с региональными и местными подрядчиками. «Такая работа позволяет сохранить все инвестиции и субсидии в регионе, что способствует развитию инвестиционной привлекательности субъекта, — считает Алексей Цыденов. — Кроме того, это повышает конкурентоспособность бизнеса как в финансово-экономическом, так и профессиональном планах».

«ПроШкола» привлекает к проектам как местные строительные компании, так и поставщиков оборудования — путем публичного отбора. Информацию о таких закупках компания размещает на специализированной электронной площадке Сбера. А Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) проводит семинары для производителей и интеграторов, участвующих или желающих войти в пул поставщиков.

Стоимость оснащения места одного обучающегося — 198 тыс. руб. — не менялась с 2019 года. АИДТ обратилась в Минпросвещения и Минпромторг с инициативой проведения индексации стоимости одного места обучающегося не реже чем раз в три года

«„ПроШкола“ создает уникальные объекты, привлекая региональных партнеров — например, в Калуге был найден индустриальный партнер для дополнительного оснащения классов и дизайна среды, — рассказала „Эксперту“ президент АИДТ Антонина Цицулина. — Калужский турбинный завод в школе „Новое созвездие“ организовал целый этаж, оформленный так, что дети из инфографики могут узнать об инженерах-конструкторах, инженерах-проектировщиках и других профессиях, которые будут нужны в Калуге через 10–15 лет. С этого и начинается предпрофильная подготовка: учись, иди в инженерный класс, поступай в вуз, двигайся дальше».

Классный ресурс
Фото: компания «ПроШкола»

По высокому стандарту

В конце того же 2021 года, когда стартовала программа концессионных соглашений, появился обновленный стандарт «Московская школа 2.0», устанавливающий единые требования к зонированию, наружной и внутренней отделке столичных школ. По сути, московские стандарты «ПроШкола» уже применяет за пределами столицы, несмотря на отсутствие регионального регламента. Как должны выглядеть здания и территории современных школ — тема отдельного, очень обширного разговора.

«Государство формирует среду: строит и ремонтирует школы, больницы, благоустраивает парки, запускает новый транспорт, — рассказал „Эксперту“ Вячеслав Правдзинский, руководитель мастерской дизайна в „Сенеже“ (АНО „Россия — страна возможностей“). — Но все эти изменения люди воспринимают не через их количество, а через качество, то есть насколько им комфортно взаимодействовать со средой. И если главная цель государственный политики — человек, то компетенции по контролю качества дизайна должны быть на стороне государства. Нужно думать об интерфейсе взаимодействия с человеком».

По мнению Вячеслава Правдзинского, на стороне государства обязательно должен появиться компетентный заказчик на дизайн, дизайн же — стать частью проектирования, а не возникать в формате финального декора. Позитивная практика имеется у «ПроШколы» ВЭБа, которая строит современные и комфортные школы не только в региональных центрах, но и в небольших городах.

Однако создание качественной социальной инфраструктуры одновременно со строительством жилого фонда — серьезная финансовая нагрузка на девелопера. Снизить ее может использование концессионного механизма для создания «социальной» части застройки в проектах комплексного развития территорий. Такую комбинацию «ПроШкола» уже опробовала в Новороссийске. На улице Котанова строится школа на 1,5 тыс. мест вместе с девелопером «Семья», в микрорайоне Цемдолина — школа на 1,1 тыс. мест вместе с девелопером DOGMA. Девелопер выступает застройщиком жилья, «ПроШкола» — участником КРТ и концессионером, правообладателем участка, где создается школа, готовая школа отходит региону. Таким образом, развивать образовательную инфраструктуру становится выгодным для всех участников процесса, а ключевые плюсы от этого получают регионы, города и их жители.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Города, 28 окт 11:35
Современные учебные заведения могут стать драйверами развития территорий
Города, 7 окт 12:20
Как развивают экономику старшего возраста в столице
Города, 24 сен 19:35
Как формировать городские пространства для подростков
Города, 22 сен 10:00
Как мегаполисы конкурируют за молодые таланты
Свежие материалы
Российскому алюминию закрывают путь в Европу
Промышленность,
РУСАЛу остается надеяться на китайских строителей и автопроизводителей
Почему ей этого хочется
Культура,
«Плохая девочка» — любовная история топ-менеджера, которая жаждет подчиняться
Рынок акций сменил направление
Финансы,
Индекс Мосбиржи переходит в восходящий тренд