• USD Бирж 1.08 -10.1
  • EUR Бирж 12.62 -86.22
  • CNY Бирж 28.62 +-16.05
  • АЛРОСА ао 79.34 -0.36
  • СевСт-ао 1965.8 -0.6
  • ГАЗПРОМ ао 155.94 +-0.81
  • ГМКНорНик 152.24 +-0.04
  • ЛУКОЙЛ 7656.5 -16.5
  • НЛМК ао 251.18 +-0.52
  • Роснефть 594.2 -0.15
  • Сбербанк 319.45 +-0.55
  • Сургнфгз 34.4 -0.46
  • Татнфт 3ао 738.3 -2.1
  • USD ЦБ 91.26 91.36
  • EUR ЦБ 98.83 98.67
20 лет истории
Cобытия

Микромобильность для мегаполиса

Города
Микромобильность для мегаполиса
Фото: Oleg Elkov/iStock
Мы живем в эпоху всеобщего индивидуального обособления, как заметил один философ. Яркое тому доказательство — бешеный успех средств индивидуальной мобильности (СИМ), особенно электросамокатов. Европа как будто испугалась их нашествия и вводит ограничения вплоть до полного запрета, как недавно случилось в Париже. «Эксперт» выяснил, как чувствуют себя СИМ в России и почему здесь такие запреты не страшны.

Тротуар не место для маневров

Термин «средства индивидуальной мобильности» уже вполне прижился и закрепился официально в ПДД. Всю совокупность перемещений при помощи велосипедов, электросамокатов, гироскутеров, сегвеев, моноколес специалисты-транспортники называют микромобильностью. Это весьма точное определение, ведь главное — занимаемое в городе место. Автомобиль на стоянке занимает в 8 раз больше пространства, чем велосипед, а в движении — уже в 28 раз. Самокаты — еще компактнее. Отсюда это «микро».

Но и индивидуальное обособление имеет значение. Конечно, автомобилист тоже обособлен. Но стоит возникнуть пробке, как он становится частью большого и совершенно несвободного сообщества. С СИМ такое непредставимо.

Самый заметный успех выпал на долю электросамокатов. Сегодня это наиболее динамично развивающийся вид городского транспорта.

ЦИФРЫ

13,3
МЛРД РУБ.


составил объем российского рынка кикшеринга в 2022 году, превысив показатели 2021-го на 64%. При этом количество поездок и пользователей кикшеринга ежегодно удваивается. Численность парка компании Whoosh, лидера отрасли в России, на момент запуска бизнеса в 2019 году составляла 1,3 тыс. самокатов, на октябрь 2023-го — это уже 148,6 тыс. единиц. Количество пользователей выросло за тот же период со 194 тыс. человек до 20 млн, общее количество поездок — с 300 тыс. до 89,6 млн, количество локаций присутствия — с 4 городов до 53.


с 19% до 24%


увеличилась за год в среднем по России доля населения, пользующегося услугами. А в обеих столицах и крупных городах значения показателя еще выше.

Квантовый скачок произошел после пандемии. «Средства индивидуальной мобильности в целом и электросамокаты в частности стали повсеместно появляться на улице в сезоне 2021 года. Из средства развлечения они превратились в альтернативный вид транспорта», — сообщает в предисловии к монументальному «Велоруководству» Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности. В самом деле, удвоение роста отрасли по ключевым показателям началось именно в 2021-м, и главная причина указана абсолютно точно: СИМ выполняют именно транспортную функцию.

«Только по данным сервисов кикшеринга и только в Москве и Санкт-Петербурге пользователи СИМ за девять месяцев 2023 года проехали почти 100 млн км, — рассказал „Эксперту“ Алексей Смирнов, директор по развитию компании „STEP. Транспортные решения“. — Я немного округляю. Если быть точным, то более 65 млн км — Москва и 30 млн с небольшим — Питер. Около 80% из этого километража приходится на транспортную функцию, то есть поездки первой и последней мили или прямо от дома на работу, и около 20% — рекреация, например прогулки в парках».

В северной столице доля транспортных поездок пользователей составляет и вовсе до 90%, причем только 56% — «подвозящая функция»: поездки от дома до остановки общественного транспорта и от остановки до работы. 34% пользователей проделывают на СИМ весь намеченный путь.

В такой ситуации говорить о запрете СИМ по примеру Парижа явно не приходится. Хотя есть и тревожная статистика — по аварийности.

ЦИФРЫ

ПОРЯДКА
15,5
МЛН ЧЕЛОВЕК


воспользовалось сервисами кикшеринга в России в 2022 году 1


2,64
ТЫС. ДТП
С УЧАСТИЕМ СИМ


зарегистрировано за девять месяцев 2023 года в РФ 2 — это на 215% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Получили травмы разной степени тяжести 2,72 тыс. человек (то есть 0,018% пользователей). Погиб 31 человек (+63,2% к показателю прошлого года). Для сравнения: общее число погибших в ДТП с автомобилями, по данным МВД за тот же период, составило 10,3 тыс. человек.

1 Источник: Truesharing.
2 По данным МВД России.

«Электросамокаты в очень короткий срок вошли в нашу жизнь и начали играть в ней заметную роль, — рассказал „Эксперту“ Денис Балакирев, пресс-секретарь компании Whoosh. — Неудивительно, что любое, даже самое незначительное происшествие с их участием освещается сразу во многих медиа: одно и то же сообщение мы можем прочесть на новостном сайте, в соцсетях, в чате района или дома, увидеть сюжет по ТВ и так далее. Из-за этого создается впечатление, что происшествий очень много. Но это обманчивое впечатление. Более 99% всех поездок на самокатах Whoosh происходят без каких-либо происшествий. А если оценивать количество инцидентов на каждую 1 тыс. поездок, включая не только ДТП, но и просто столкновения без пострадавших, то уже в этом сезоне оно снизилось на 20% по сравнению с предыдущим».

Издержки популярности

Следует задуматься и о том, что становится причиной ДТП с участием СИМ и каких именно СИМ — арендных или частных. 1 марта 2023 года вступила в действие новая редакция ПДД, где теперь есть место и СИМ, для которых устанавливаются многочисленные ограничения. У сервисов кикшеринга они существовали и ранее: запрет на поездки вдвоем, автоматическое ограничение скорости до 25 км/ч и до 15 км/ч в так называемых медленных зонах, например при въезде в парк, возрастное ограничение 18+, тогда как по ПДД на частных СИМ можно ездить уже с 14 лет.

«В плане безопасности самая большая проблема сейчас — это люди, у которых свое СИМ, — считает Алексей Смирнов. — Мы про них не знаем ничего. Мы лишь знаем, что по статистике около половины всех ДТП с СИМ — это ДТП с СИМ в личном пользовании. И если кикшеринг может это как-то регулировать, то работать с частными владельцами мы пока не научились. А именно они и создают хаос на дорогах. Допустим, курьер, который едет на своем прокачанном, допиленном велосипеде с моторчиком. При продаже велосипед был нормальный, но потом хозяин что-то там прикрутил и теперь легко может ехать со скоростью 50 км/ч. Все понятно: его главная задача — вовремя доставить заказ клиенту. Опоздал — штраф. Вот они и носятся, не обращая внимания ни на пешеходов, ни на автомобилистов. Инфраструктура для СИМ их вообще не заботит, а ведь ее неразвитость или даже полное отсутствие — одна из главных причин ДТП».

Микромобильность для мегаполиса

Выстроить сеть

Выступая в ноябре с презентацией в Гостином дворе в рамках «Транспортной недели-2023», Алексей Смирнов назвал СИМ «неприкаянными», несмотря на всю их востребованность и популярность. Почему? Именно в силу нехватки инфраструктуры. А ее не хватает даже с учетом того, что для всех разновидностей средств индивидуальной мобильности развивается исключительно велоинфраструктура и почти исключительно в границах улично-дорожной сети: во-первых, поездки рекреационного характера составляют меньшинство от их общего числа, во-вторых, в парках нет автомобилей, да и куда меньше возможностей для столкновений с пешеходами, а в-третьих, бывает вполне достаточно и грунтовых дорожек: летом на хорошем велосипеде и даже электросамокате по ним можно передвигаться без особого труда.

В городе все гораздо сложнее. С одной стороны, инфраструктура вроде бы развивается стремительно. В 2010 году в Москве ее протяженность составляла всего 9 км, в 2022-м — уже 473 км, а в 2023-м — 512 км. Но здесь мало роста как такового, важна еще и связанность. Если велопереезда нет, то такую инфраструктуру, к сожалению, уже нельзя назвать связанной.

Большинство ДТП происходят как раз в местах пересечения трафика СИМ, пешеходов и автомобилей. Чем больше в городах будет велодорожек, расположенных в местах, наиболее востребованных в плане именно транспортной, а не рекреационной микромобильности, тем меньше будет возможностей для столкновений. Вопреки массовому представлению, к таким местам относятся не только центры городов. Огромное количество поездок совершается на окраинах, в новых районах, где СИМ в самом буквальном смысле улучшают транспортную доступность территорий.

Впрочем, развитие инфраструктуры не отменяет ни дальнейшего регулирования правил вождения СИМ, ни их электронного контроля. И тут снова проще с арендными сервисами. Раз уже запрета на те же электросамокаты в стране, по счастью, не предвидится, то еще один датчик слежения не повредит. В городах цифровой «большой брат» и без того все знает о жителях.

Самый заметный успех выпал на долю электросамокатов. Сегодня это наиболее динамично развивающийся вид городского транспорта. В северной столице доля транспортных поездок пользователей кикшеринга составляет до 90%

Материалы по теме:
Города, 10 мая 16:40
Как медики и архитекторы создают салютогенный дизайн
Города, 30 апр 14:50
Как и зачем оценивать способности «умных городов»
Города, 29 апр 11:00
Как в России открывают новый сезон электросамокатов
Города, 24 апр 18:20
Как «культурные витрины» осваивают двор, улицу, район
Свежие материалы
В России дышится легче
В 2023 году количество инцидентов с опасными загрязнениями воздуха упало до четырехлетнего минимума
Макроэкономика и жизнь
Как обывателю понять инфляцию
Сон, спорт, секс и радость
Наука,
Универсальные правила, позволяющие продлить жизнь