Александр Павлов, генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ, входит в ВЭБ.РФ)
Ландшафтные ИТ-перестановки
Главным признаком заинтересованности государства в цифровом развитии страны стал заказ внутреннему рынку на инновации. Задача, поставленная перед бизнесом, вполне прикладная: заместить на внутреннем рынке зарубежные ИТ-решения и сервисы конкурентоспособными российскими. Это продиктовано необходимостью уменьшить зависимость российской экономики от зарубежных технологий и повысить национальную безопасность в цифровой сфере. С точки зрения государства, такая программа охватывает несколько аспектов: развитие отечественных технологий, стимулирование использования российских решений, безопасность данных, создание благоприятной экосистемы, цифровой суверенитет страны в целом.
Для достижения этих целей правительство РФ увеличило поддержку отечественных ИТ-компаний и стартапов, направленных на создание собственных цифровых решений, в числе которых разработка программного обеспечения, облачных сервисов, киберзащиты, интернета вещей, искусственного интеллекта и других технологий. Также через государственные программы, закупки, субсидии правительство поощряет использование отечественных ИТ-решений в государственных и корпоративных структурах. Со стороны правительства есть стремление создать благоприятную экосистему для развития инноваций в сфере ИТ, что включает улучшение научно-технического потенциала, поддержку образования в области информационных технологий и содействие инвестициям в отечественные ИТ-проекты. Все эти цели заложены в национальную программу «Цифровая экономика», которая сегодня достаточно успешно реализуется в стране и в обозримом будущем может обеспечить присутствие РФ на мировой политической и культурно-экономической арене. Для России это необходимо, поскольку цифровизация сегодня — это базисная технология лидирующих экономик. Эти задачи отражены в указе о национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, подписанном президентом РФ Владимиром Путиным 7 мая 2024 года, и должны быть переложены в подпрограмму, продолжающую «Цифровую экономику», — «Экономика данных».
Однако удовлетворение запроса государства на инновации сталкивается с некоторыми проблемами. В первую очередь с необходимостью соблюдения высоких стандартов качества и конкурентоспособности отечественных решений, а также поддержки инноваций и инвестиций в развитие технологий. Но главное, сегодня Россия не формирует глобальные цифровые тенденции и тренды, а лишь пытается реагировать на вызовы ведущих технологических стран мира. А в условиях санкционного давления и негативного информационного фона в западных СМИ оказалась и вовсе отстранена от подобных стратегически важных процессов. Очевидно, что для совершения технологического рывка требуется поиск не только нетривиальных комплексных решений, но и новых путей осуществления межгосударственного диалога. Если говорить о технологической пирамиде развития стран в контексте технологий, их позиции в цифровой глобальной экономике, то сегодняшняя Россия находится в самом низу такой пирамиды. Это обусловлено несколькими глобальными факторами.
Эндемичные «единороги» и глобальные стандарты
Один из факторов, на который невозможно не обратить внимание: среди более 1,5 тыс. присутствующих на глобальном рынке компаний-«единорогов» нет ни одной российской.
ДЕТАЛИ
Что такое компания-«единорог»
«Единорогом» принято называть компанию, которая достигла оценки в $1 млрд в течение не более чем десяти лет с момента основания, при этом не проходила первичное размещение на бирже (IPO) и остается в собственности своих создателей не менее чем на 25%. На конец июня 2023 года в мире действует 1531 компания-«единорог». В США базируется 745 из них, в Китае — 304, в ЕС — 124, в Индии — 86, в Великобритании — 64, в Канаде — 28, в Республике Корея — 21, в Бразилии — 20, в Мексике — 8 и так далее. В России компаний-«единорогов» нет.
Практически все «единороги» представляют сегменты и направления глобальной цифровой экономики: финтех, искусственный интеллект, беспилотный транспорт и так далее. Количество «единорогов» стало общепризнанным индикатором состояния национальных экономик и их перспектив в условиях глобальных трансформаций. Кадры, инвестиции, компетенции, институты развития, правовое регулирование — все это считается факторами успешного зарождения «единорогов». При этом ни одна из стран или глобальных корпораций не нарастила критичного и недостижимого отрыва в каком-либо из секторов цифровой экономики. Бóльшая часть компаний-«единорогов» и их разработок не являются наукоемкими. Такие сервисы, как Uber, AirBnB, Palantir, Lift и другие, — цифровое улучшение и оптимизация привычных и устоявшихся сервисов. И уже получив корпоративных клиентов, миллионные аудитории и миллиардную оценку, стартапы-«единороги» начинают инвестировать значительные суммы в долгосрочные НИОКР. При этом продукт и его идеология изначально проектируются и продвигаются на глобальный, а не локальный рынок.
Лидеры передовых стран сегодня заявляют о национальных программах создания компаний-«единорогов» как приоритетных. По наблюдениям, средний срок роста стартапа до стадии «единорога» составляет три-пять лет, и скорость такого роста продолжает увеличиваться, поскольку до 99% глобальных «единорогов» являются цифровыми платформами либо сервисами в различных сферах цифровой экономики.
Отсутствие российских «единорогов» объясняется рядом факторов. Например, затруднен доступ российским компаниям к мировым рынкам: из-за географического положения, правовых и регулятивных барьеров, отсутствия опыта работы с международными партнерами и клиентами и усиливающегося санкционного давления. Далее: недостаток инвестиций в инновации и R&D (исследования и разработки) по сравнению с другими странами, что замедляет развитие высокотехнологичных компаний. Следующий фактор — ограниченный доступ к специалистам и талантам в определенных областях информационных технологий. К тому же некоторые правовые и регулятивные аспекты в России могут создавать препятствия для роста стартапов, включая сложности с регистрацией, лицензированием и патентной защитой.
Еще одним условием, определяющим лидерство страны на глобальном рынке, являются стандартизация, которая создается технологически развитыми западными странами, интегрированными в мировую экономику. Это видно на примере созданной США Бреттон-Вудской системы, которая позволила Америке обеспечить себе роль экономического драйвера на несколько десятилетий вперед. Появившиеся позже такие стандарты, как TCP/IP-протокол, HTTP, GSM, GPS, Bluetooth и прочие, продолжают обеспечивать их инициаторам мировую технологическую монополию и дивиденды.
Несмотря на имеющийся потенциал, Россия не принимала активного участия в выработке единых подходов к использованию перспективных технологий в цифровой экономике. Стоит отметить, что интенсивная цифровизация, диктующая новые модели потребления товаров и услуг и меняющая привычный образ жизни даже самых консервативных поколений и социальных слоев, делает неэффективными традиционные российские каналы дипломатического взаимодействия: культурные и языковые программы, кредиты и списание госдолга дружественным странам, сотрудничество в военно-технической сфере и экспорт вооружений, обеспечение сырьевых и энергоресурсных потребностей и так далее. В свою очередь, стандартизация и последующий экспорт конкурентоспособных цифровых инфраструктур и экосистем электронных сервисов позволяют формировать долгосрочные внешнеэкономические связи, обеспечивать технологическую привязку контрагентов и выстраивать архитектуру сделок по другим категориям товаров и услуг. Такого рода «цифровая дипломатия» повышает уровень доверия и позитивного восприятия двусторонних отношений населением страны-партнера.
Игровое стимулирование
Для снижения темпов отставания России требуется создание экосистемы, которая будет отвечать самым современным требованиям ИТ-отрасли, стимулировать развитие изобретательства, формировать ключевые для предпринимателей навыки стратегического мышления, анализа, скорости принятия ключевых решений. А для совершения технологического рывка и вовсе потребуется поиск нетривиальных комплексных решений, благодаря которым страна могла бы вступить в глобальную гонку за лидерство в XXI веке.
ДЕТАЛИ
Одной из сфер, способствующих построению в стране цифровой экосистемы, созданию среды для развития компетенций и экспертизы, считается игровая индустрия, киберспорт (eSports, cybersport). Эта сфера в РФ практически не регулируется государством. Сегодня во всем мире видеоигры — самая быстрорастущая индустрия. По оценкам Precedence Research, в 2022 году объем мирового рынка киберспорта превысил $4,4 млрд, а к 2032 году достигнет примерно $33 млрд. Также важно, что в киберспорте не только много денег, но и огромная аудитория. Согласно отчету Ассоциации потребительских технологий о киберспорте, охват отрасли в 2024 году превысит 500 млн человек (о популярности киберспорта у зрителей читайте также в интервью Игоря Столярова — «Эксперт»).
Эксперты отмечают ряд быстрорастущих мировых трендов, относящихся к сфере киберспорта и гейминга. Эти тенденции будут оказывать высочайшую степень влияния на мировую экономику в ближайшие десять лет. Во-первых, компьютерные игры активно используются в сверхсовременных учебных процессах. Так, игра Minecraft (симулятор реального мира) внесена в учебные планы нескольких тысяч американских школ, а проектная деятельность в рамках этой игровой среды является обязательной частью программ шведских школ. Возможности интерактивного моделирования открытого мира посредством игровых симуляторов развивают способности проектного мышления, навыки командной работы, повышают скорость и качество принятия тактических решений. Причем закрепляются данные soft skills в увлекательной для обучаемого форме.
Во-вторых, так называемая геймификация рабочих процессов как для офисных сотрудников, так и на сложных технологических производствах уже доказала не просто свою эффективность, но и практически безальтернативность. Все без исключения последние презентации продуктовых линеек мировых лидеров в области информационно-коммуникационных технологий делают упор на геймификацию задач для персонала (или пользователей) и на управление объектами с помощью инструментов смешанной реальности (продукты Google, Microsoft, Apple). Все большее число привычных нам процессов переходит в виртуальный мир. Таким образом, развитие киберспорта может быть увязано с национальным ростом пересекающихся отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, таких как программирование, дизайн и компьютерная графика, киберфизическое моделирование, управление ИT-архитектурой, реализация проектов в области виртуальной и дополненной реальности, интернет-трансляции и альтернативные коммуникационные среды, центры обработки данных.
В-третьих, участники и зрители киберспортивных мероприятий являются носителями компетенций, необходимых для цифровизации самых различных областей управления государством и экономикой. Четырнадцатилетние киберспортсмены, которые в силу своего увлечения ежечасно совершенствуют свои digital skills, уже через три-четыре года станут программистами, системными архитекторами, дизайнерами и визуализаторами виртуальных пространств, специалистами в сфере кибербезопасности и криптошифрования. А члены сообществ, которые формируют вокруг себя киберспорт и компьютерные игры, — это ключевые драйверы и проводники ценностей цифровой экономики, агенты изменений. В России на сегодняшний день к так называемым геймерам относят 65,2 млн человек. Это та необходимая критическая масса лояльных приверженцев новых технологий, которая способна транслировать идеологию национальной цифровой экономики не только внутри страны, но и формировать внешнеполитическую информационную повестку.
Учитывая сказанное, киберспорт не просто краткосрочный тренд современного поколения. Это зарождающаяся системообразующая сфера, которая в течение пяти-семи лет перейдет в стадию зрелости. Причем локализации развития инфраструктуры и больших инвестиций в нее на данном этапе не требуется: все инструменты развития, а также средства освоения технологий уже есть в распоряжении ключевой аудитории. А внутриигровые продажи лута (предметов, получаемых игроком в ролевых играх), товаров и услуг — это отдельная нетривиальная и очень перспективная категория несырьевого (считай — ИТ) экспорта. Необходимы лишь настройка системы и отладка процессов.
Идейный курс
Сегодня необходимо говорить о поиске новой глобальной идеи в ИТ, авторство которой должно принадлежать России. Эта идея может быть совершенно новой технологией, которая не являлась бы развитием или продолжением уже существующих направлений и стала бы прорывной в общемировом масштабе. Все предпосылки для этого в России есть. Это и сильная физико-математическая школа, и отечественные программисты, занимающие первые места в чемпионатах мира по программированию и так далее.
Государственный запрос на поиск новой глобальной технологической идеи сегодня есть. Для этого надо искать и выкристаллизовывать все самое лучшее и инновационное из того, что мы имеем: из высококвалифицированных кадров ИТ, региональных достижений, креативных индустрий. Безусловно, это потребует вливания в экономику РФ внешних ресурсов. И здесь уместно говорить о выводе российских перспективных и конкурентоспособных решений на глобальные рынки, а также о привлечении глобальных инвесторов, которые бы поверили в глобальную идею. В этом случае станет возможным говорить не только о том, что РФ не следует, а задает тренды в ИТ, но и о создании и выводе на мировой рынок новых стандартов, главным бенефициаром внедрения которых будет Россия.
РФ имеет значительные научные, технологические, ресурсные, экспертные и кадровые предпосылки для формирования глобальной повестки и по стандартизации новейших отраслей цифровой экономики. Накопленный институтами развития опыт позволит не только вести содержательную дискуссию по вопросам внедрения искусственного интеллекта и машинного обучения, защиты персональных данных, обработки сверхбольших массивов информации, применения беспилотного транспорта, развития индустрии игр и киберспорта, интернета вещей, но и способен обеспечить регулярный паритет и баланс сил в общемировом технологическом пространстве.