— Читателям, которые до сих пор судят о Вьетнаме по фотографиям Эдди Адамса, стоит рассказать, что представляет собой экономика этой страны сегодня. Осталась ли она преимущественно аграрной? И какие товары из России представляют интерес для местных рынков?
— Вьетнамская экономика в конце 90-х признавалась одной из самых быстрорастущих экономик Азии. Сейчас занимает 35-е место в мировом рейтинге. Вьетнам был аграрной страной, но сейчас он стал страной производственной, фактически второй после Китая «швейной машинкой». Большое количество компаний, в том числе из Китая, локализуют свое производство во Вьетнаме.
Этот тренд усилился во время так называемой американо-китайской торговой войны при президенте Дональде Трампе. На китайские товары вводились пошлины, поэтому компании переводили свое производство во Вьетнам — чтобы этих пошлин избежать. Да и рабочая сила во Вьетнаме дешевле.
— Товарооборот между Россией и Вьетнамом по итогам 2023 года составил около $5 млрд. Какие товарные группы имеют наибольший потенциал для увеличения продаж во Вьетнаме? Что является сдерживающими факторами для развития взаимной торговли?
— Традиционно Россия была представлена на вьетнамском рынке в ряде промышленных секторов: энергетика, автомобилестроение, удобрения. Сейчас мы видим дополнительный спрос на ряд товаров. В первую очередь, это масложировая продукция. Потенциально это интересный рынок для российской свинины и в целом для сегмента готовых продуктов — то, что можно продавать в супермаркете.
Ещё, если мы говорим не о продукции, а об услугах, то это сегмент IT. Вьетнам активно цифровизируется, в том числе развивает систему цифрового правительства, систему кибербезопасности. Это то, где мы достаточно конкурентны и можем предлагать свои решения и для Вьетнама.
— Мы обсуждаем последствия визита президента России во Вьетнам. Ожидаете ли вы, что после этого визита будут приняты какие-то новые меры, которые стимулируют двустороннюю торговлю?
— Конечно, да. Во-первых, еще в 2015 году подписан договор о свободной торговле между Вьетнамом и ЕАЭС. Он в свое время оказал достаточно позитивный эффект — благодаря снижению пошлин увеличился объём экспорта. Сейчас порядка тысячи вьетнамских предприятий экспортируют продукцию в Россию. Кроме того, данное соглашение позволяет нам использовать Вьетнам как локальный хаб для продвижения в третьи страны. Рядом с Вьетнамом находятся большие рынки, такие как Таиланд, Индонезия, Камбоджа, Лаос.
Во Вьетнаме много зон свободной торговли, которые эта страна продвигает для локализации производства. Это один из путей развития нашего присутствия.
Понятно, что здесь есть сложности, связанные с расчетами. Плюс из Вьетнама относительно дорогая логистика в Россию.
Поэтому потенциал для развития есть, но, на мой взгляд, мы недорабатываем в этом направлении с точки зрения интенсификации товарооборота.
— Если говорить о российском предпринимательском сообществе, по вашей субъективной оценке, насколько наши бизнесмены осведомлены о возможностях товаров из Вьетнама? Вьетнамскую «звездочку» мы все знаем. Но что еще есть?
— Я, думаю, что осведомленность низкая. У вьетнамцев тоже достаточно низкая осведомленность как о возможностях российского рынка, так и о том, что можно закупать в России. Мы, со своей стороны, активно продвигаем российскую продукцию через наше представительство во Вьетнаме, помогаем компаниям как крупным, так и МСП выходить на этот рынок, проводим обучающие мероприятия для предпринимателей.
Мы выставляем российскую продукцию АПК в демонстрационном павильоне, который у нас есть в Ханое. Это наша сеть павильонов, которую мы совместно с Минсельхозом РФ развиваем в ряде стран как раз для продвижения готовой продукции. Также оказываем сопровождение по выходу на полки супермаркетов, получению необходимой разрешительной документации, переводу документов. Услуги доступны на государственной цифровой платформе «Мой экспорт». В России тоже есть ряд центров вьетнамской промышленности, вьетнамской продукции, направленных на продвижение вьетнамских товаров на российский рынок.
Надо понимать, что значимый объем вьетнамского экспорта — это продажа глобальным компаниям. В этой части вьетнамцы не занимаются самостоятельной дистрибьюцией. Они отдают произведенную продукцию глобальному дистрибьютору. То есть, телевизоры, скажем, Samsung, собранные во Вьетнаме, продает глобальный Samsung со штаб-квартирой в Сеуле, а не вьетнамский завод.
Но мы видим, как Вьетнам проходит тот же цикл, что и Китай. Постепенно от сборки международных брендов они будут переходить к собственным брендам, которые будут продвигать уже самостоятельно. Понятно, что китайский рынок кратно больше, поэтому, наверное, процесс будет не такой активный, каким он был в Китае. Но, тем не менее, это еще один из возможных способов развития товарооборота.
— Для Вьетнама экспортный рынок номер один — США. В прошлом году туда было отгружено товаров на $120 млрд. Как получилось, что страна, развязавшая во Вьетнаме войну, спустя 50 лет стала его основным торговым партнером? Какие меры поддержки экспорта во Вьетнаме помогли добиться такого результата?
— Вьетнам естественным образом смог воспользоваться ситуацией с дешевой рабочей силой, которая у него была, повторить путь Китая. Эта страна развивает индустриальные парки, которые предлагают готовую инфраструктуру для компаний, в том числе транснациональных, дает возможность на льготных условиях зайти на рынок. Но здесь нет ничего специфического для вьетнамского рынка. Так, собственно, развиваются почти все рынки, предлагая свои площадки. Но в данном случае сыграл фактор дешевой рабочей силы и географической близости к Китаю, откуда пришли многие предприятия.
— Для вьетнамских товаров самый быстрый путь в Европу — это транзит через территорию России по железной дороге. Насколько вообще потенциал этого маршрута используется и может ли он использоваться в нынешних условиях?
— На самом деле, потенциал используется не до конца. С одной стороны, на вьетнамском рынке присутствуют все наши крупнейшие логистические операторы. Но Вьетнам — морская страна и основная доля грузов идет в Европу традиционным морским путем. Кроме того, ключевые контейнерные перевозки осуществляются по-прежнему глобальными мейджорами, которые в настоящий момент избегают российских маршрутов. Но и наши собственные логистические операторы будут постепенно наращивать оборот, как с точки зрения нашей двухсторонней торговли, так и с точки зрения транзита.
— Как можно оценить взаимный туристический потенциал России и Вьетнама?
— Вьетнам постепенно становится одним из популярных маршрутов для российского туриста. Понятно, что он отстает от Таиланда, но, тем не менее, набирает поток.
По данным Министерства культуры, спорта и туризма Вьетнама, эту страну только в феврале этого года посетили 19 тыс. туристов из России, в феврале 2023 г. таких туристов было 11,5 тыс. За два месяца 2024 г. Вьетнам принял 24,3 тыс. россиян, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года на 59%. Всего же в стране в этом году побывали 3,04 млн иностранных туристов.
— Представим обычного российского предпринимателя, представителя сегмента МСП. Если он захочет торговать с Вьетнамом, с чего ему нужно начать?
— Ему надо идти, конечно, к нам, в Группу Российского экспортного центра. У нас есть во Вьетнаме представительство, которое помогает в поиске и подборе партнеров, плюс хорошо знает местную специфику с точки зрения различных ограничительных мер, с точки зрения сертификации, поэтому мы всегда готовы проконсультировать. У нас есть хорошая представленность на вьетнамских маркетплейсах, поскольку мы даем возможность выходить на электронные каналы торговли. Безусловно, надо вкладывать ресурсы в участие в различных выставках, чтобы знакомить со своей продукцией.
— Получается, что даже на этапе предварительной консультации вы можете сказать производителю, какой товар можно попробовать продать, а какой точно не подойдет?
— Естественно. РЭЦ предлагает, во-первых, аналитику рынка, во-вторых, у нас есть навигатор по барьерам. Российская компания может посмотреть, какие существуют пошлины на ее продукцию, есть ли какие-то требования по сертификации. Поэтому, прежде чем выходить на рынок, естественно, надо проделать аналитическую работу. Часть ее, конечно, должен делать сам экспортер, но у нас есть много аналитических материалов, которые ему в этом помогут. Следующий этап, если рынок потенциально интересен, это продвижение, выставки и все, что связано с повышением узнаваемости. Дальше — наши традиционные финансовые меры. Финансовые инструменты в Группе предоставляют две специализированные организации: Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), предлагающее страховое покрытие по экспортным операциям, и РОСЭКСИМБАНК, обеспечивающий кредитно-гарантийную поддержку.
У нас большой страховой лимит на Вьетнам. Мы готовы экипировать нашего экспортера по полной программе
— С точки зрения устройства рынка Вьетнама, можно ли его назвать страной, где существует верховенство права? Сделки там проводятся на основе жесткого соблюдения законов или каких-то особых договоренностей?
— Я могу на собственном опыте сказать, что у нас не было проблем с юридической защитой во Вьетнаме. Мы проходили по одной сделке реструктуризацию, получили достаточно качественное юридическое сопровождение. С учетом того, что там работают большие глобальные корпорации, того, что Вьетнам, как мы обсуждали в начале, пошел по пути индустриальных парков, привлекая международные компании, очевидно, он должен предоставлять комфортные юридические условия. Поэтому я считаю, что это достаточно правовое государство.
— Визит президента, о котором мы сегодня говорим, был не только во Вьетнам, но и в Северную Корею. По вашей оценке, в Северной Корее есть платежеспособный спрос на российские товары?
— Спрос есть. Но платежеспособность остается ограниченной, все-таки рынок очень закрытый, и большая часть населения не относится к среднему классу. При этом мы видим, что несмотря на скромные цифры, товарооборот в 2023 г. кратно вырос в 9 раз. Плюс еще в этом году рост практически на 50%. Рост обеспечен в основном экспортом в Северную Корею. Там есть спрос на нашу продукцию АПК, медицинские и фармацевтические товары, есть потенциал для машиностроения. Но Северная Корея заинтересована в привлечении России не только как индустриального партнера, но и страны, которая может финансово поддержать такие проекты. Плюс в Северной Корее достаточно активно идет строительство, поэтому потенциально интересен рынок различных строительных и отделочных материалов для производств, которые географически расположены на Дальнем Востоке.
— В целом рынок Северной Кореи дружественный ли по отношению к частному бизнесу?
— Посмотрим, как ситуация будет меняться после контактов на высшем уровне. Сейчас, несмотря на активные политические контакты, рынок оставался закрытым.
— Вы сейчас беретесь за сделки, связанные с экспортом в Северную Корею?
— Беретесь — это понятие растяжимое. Мы, скажем так, начали изучать этот рынок совместно с нашими компаниями. У нас, конечно, тоже информации по рынку мало. Сейчас мы сами пытаемся собрать дополнительные сведения и аналитику, поэтому, наверное, говорить о больших перспективах этого рынка пока рано.