— Как строительная отрасль отреагировала на вызовы последних двух лет? Как она с ними справлялась? В каком состоянии сейчас?
— Последние два года выдались непростыми для российской экономики в целом и строительной отрасли в частности. Однако результаты 2023 года превзошли прогнозы. По итогам прошлого года прирост ввода жилья по сравнению с 2022-м составил 7,5%, при этом в сегменте многоквартирного жилья прирост был куда более существенным — 13,7%.
По итогам 2023 года показатель по вводу жилья увеличился и стал максимальным за последние 13 лет — 110,4 млн кв. м против 102,7 млн кв. м в 2022 году
Более того, продолжился и рост объемов текущего строительства, несмотря на санкции и нестабильную экономическую ситуацию.
— Власти декларируют проведение структурной трансформации экономики. Как вы для себя понимаете эту задачу?
— Очевидно, что радикальная смена десятилетиями сложившихся внешних экономических взаимоотношений предполагает и оперативную подстройку внутреннего бизнес-уклада под новые обстоятельства. Если, конечно, ты хочешь не только оставаться на плаву, но и развиваться. Например, все мы наблюдаем масштабную перестройку импортных поставок, слом привычных логистических цепочек. Для девелоперов в связи с этим жизненно важно не допустить несвоевременную передачу объектов своим клиентам. Поэтому необходимо продолжать строить жилье по запланированному графику, стремясь максимально нивелировать издержки из-за замены материалов, изменения стоимости и сроков их поставки. Параллельно должна идти работа по импортозамещению — не только конечных продуктов, но и их сервисного обслуживания, в том числе высокотехнологичного.
— По вашим наблюдениям, началась ли уже эта трансформация? В чем это выражается?
— Если говорить об изменении логистических цепочек, то строительная отрасль довольно быстро с этим справилась. Сегодня рынок переориентировался на продукты стран Азии, Ближнего Востока и Турции, а также отечественные аналоги, не уступающие в качестве западным вариантам. Так, буквально на днях мы приняли принципиальное решение об оснащении большей части своих московских домов бизнес-класса топовыми турецкими лифтами, которые по своим ключевым характеристикам выдерживают конкуренцию с европейскими производителями.
Работой в области импортозамещения Группа ЛСР планомерно занимается уже не один год. Еще в 2010-х годах мы наладили производство клинкерной продукции, став за эти годы одним из лидеров рынка — до этого клинкерный кирпич в нашей стране был исключительно привозным. В прошлом году в ответ на запрос рынка, столкнувшегося со срывом поставок из-за рубежа, мы запустили производство керамической фасадной плитки и уверены, что продукция ЛСР успешно заменит импортные бренды, которые до недавнего времени были популярны на рынке. Для этого у нас есть все необходимое: собственное месторождение глины, современный завод и налаженная цепочка поставок от Калининграда до Владивостока.
— Какие временные горизонты и целевая структура российской экономики, на ваш взгляд, должны сформироваться?
— Обо всей экономике говорить не возьмусь, но что касается жилищного строительства, то цели и сроки предельно четко формулирует недавний президентский указ «О национальных целях развития»: к 2030 году показатель обеспеченности жильем должен достигнуть 33 кв. м на человека, а к 2036 году — 38 кв. м на человека. Для справки: Росстат на конец прошлого года давал цифру 28,8 кв. м на человека. Вот вам и фронт работ!
— Какие вы для себя видите в этом возможности? Какие барьеры?
— Как ведущий строительный холдинг России мы понимаем, что не можем существовать вне вектора, по которому идет национальная экономика в целом. И если одна из глобальных целей — обеспечение граждан жильем, значит, нам нужно продолжать делать соответствующий качественный продукт. Поскольку мы диверсифицированная компания и среди прочего производим, скажем, собственные стройматериалы, то, конечно, мы должны успевать замещать объемы продукции уходящих с нашего рынка иностранных производителей, внимательно работать над балансом наших производственных активов. Ну и продолжать диверсификацию, чтобы быть более устойчивым бизнесом, искать новые ниши на стыке стройки и возникающих в экономике дефицитов. Как раз в рамках такого развития мы недавно открыли собственное санаторно-курортное направление: строим гостиницы и пансионаты в Сочи и Ленинградской области, чтобы предоставлять нашим согражданам качественный отдых, совмещенный с лечением.
Ну а основной барьер, мне кажется, сейчас для всех — это кадровый дефицит. Поэтому общая для нашей отрасли задача — повышение престижа работы в строительстве, создание комфортных условий труда, возможностей для профессионального роста.
— Насколько требуется трансформация именно строительной отрасли, какие прорывы могут быть в ней?
— Санкции создали нам сложности с технологическими линиями, но не поставили под вопрос работу производств. Любое оборудование делится на высокотехнологичное и вспомогательное. Покупать вспомогательное оборудование даже в Китае смысла нет — его можно сделать и в России. С высокотехнологичным оборудованием сложнее: сегодня везем его из дружественных стран и стараемся заместить отечественными разработками. И это та сфера, где возможен прорыв — в конце концов, если разобраться, то все это оборудование состоит из узлов и компонентов, закупленных в той же Азии. Поэтому, даже если вы купили импортный завод по производству кирпича или щебня, то через несколько лет в процессе эксплуатации он становится уже наполовину, а то и более отечественным.