Что такое финансовые платформы
— Сейчас в реестре платформенных сервисов есть три вида: финансовая платформа, инвестиционная платформа и информационная система. Чем они друг от друга отличаются?
— На самом деле есть четыре вида платформ. Операторы финансовых платформ взаимодействуют с финансовыми организациями, которые предлагают на платформе свои продукты: можно открыть вклад, купить полис ОСАГО, приобрести пай паевого инвестиционного фонда, или купить ценные бумаги у эмитентов.
Операторы инвестиционных платформ работают в сфере краудфандинга. Это достаточно молодой рынок привлечения инвестиций, который начинался со стихийного народного финансирования проектов. Сегодня инвестиционные платформы предоставляют возможность привлекать средства в долг или капитал от множества инвесторов. Это инструмент привлечения дополнительного финансирования, как правило, для небольших компаний.
Такой способ финансирования для МСП удобен тем, что многие компании-заемщики, например, те же стартапы не наработали еще кредитную историю, чтобы получить банковский кредит под комфортный процент, а размещение своих инвестиционных предложений на онлайн-платформах дает им такую возможность.
Следующий вид — оператор информационной системы, в которой выпускаются цифровые финансовые активы. Их преимущество в том, что они создаются на базе технологии распределенных реестров (или блокчейна). Для автоматизации транзакций они используют смарт-контракты. Использование этой технологии открывает новые горизонты на финансовом рынке. ЦФА — это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА.
Также есть и оператор обмена ЦФА, в котором осуществляются сделки с ЦФА.
— С кем конкурируют все эти платформы?
— Они не конкурируют с традиционными финансовыми организациями и эмитентами ценных бумаг, а расширяют спектр финансовых продуктов, услуг и доступ к ним населения.
Краудфандинговые площадки и операторы выпуска ЦФА — это инструменты для получения дополнительного финансирования.
Если финансовые платформы обслуживают широкий круг физических лиц, то у инвестиционных платформ есть ограничения на работу с физлицами. Неквалифицированные инвесторы могут инвестировать через такие платформенные сервисы не больше 600 тыс. рублей в год на всех платформах суммарно. Компании — объекты инвестирования не могут занять через платформы больше 1 млрд рублей в год. Этим ограничением мы защищаем права и интересы всех граждан и стараемся обеспечить безопасные, надежные и комфортные условия для инвестирования
— Финансовые платформы и финансовые маркетплейсы — это одно и то же?
— И да, и нет. При участии Банка России был создан новый вид некредитных финансовых организаций — «операторы финансовых платформ», которых часто называют— «финансовыми маркетплейсами».
Еще до появления операторов финансовых платформ на рынке действовали «витрины-агрегаторы». Они сумели собрать в одном месте информацию о банковских и иных финансовых продуктах, их условиях, что, конечно, было удобно для потребителя. Однако для того, чтобы приобрести понравившийся продукт, потребителю необходимо было обратиться непосредственно в отделение финансовой организации, предоставить все необходимые документы и сведения и подписать договор. Либо, если вы уже являлись ее клиентом, можно было оформить сделку в личном кабинете.
В 2017 г. Банк России инициировал проект «Финансовый маркетплейс» для того, чтобы у любого человека из любого города появилась возможность покупать финансовые продукты и услуги по всей стране, не выходя из дома, в режиме 24/7. В 2020 г. был принят закон, который регулировал совершение сделок с использованием финансовой платформы. Появились первые онлайн-площадки, на которых стало возможно не только выбрать продукт, но и тут же открыть банковский вклад, заключить кредитный договор, купить страховой полис.
И с тех пор за финансовыми платформами закрепилось понятие финансовый маркетплейс. Хотя не все маркетплейсы являются финансовыми платформами.
— Однако есть смешение между операторами финансовых платформ и витринами-агрегаторами. Из 12 лидеров рынка, указанных в последнем отчете Медиалогии по финансовым супермаркетам за 2023 год, в реестр операторов финансовых платформ Банка России входят только 6 участников. Другие компании, не из реестра, тоже пишут на своих сайтах, что они не только предоставляют информацию, но и помогают получить продукт или услугу...
— Я знаю, что у некоторых участников этого рейтинга есть два ресурса (сайта) под одним названием. Один сайт работает как витрина-агрегатор финансовых продуктов, другой — как оператор финансовой платформы (ОФП). Если проводить разграничение, то витрины-агрегаторы предоставляют информацию, а оператор финансовой платформы предлагает сразу совершить сделку.
Витрина-агрегатор, как я уже отметила, для совершения сделки перенаправит пользователя на сайт финансовой организации. ОФП проводит у себя все необходимые процедуры: идентифицирует потребителя-клиента (в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг «Госуслуги»), верифицирует персональные данные, заключает с ним договор, а также направляет информацию о заключенной сделке регистратору финансовых транзакций. Потребитель все это время находится на сайте оператора финансовой платформы и ни на какие другие сайты не переходит.
— Как вам кажется, в чем причина такого смешения понятий как «витрина—агрегатор» и «оператор финансовой платформы» и как можно решить эту проблему?
— Понятие «маркетплейс» давно стало очень модным. Это же не юридический термин, его в обиходе употребляют совершенно свободно.
Но благодаря названию они не становятся финансовой платформой. Во-первых, они не торгуют финансовыми продуктами. Во-вторых, они не входят в реестр Банка России. Все операторы финансовых платформ контролируются Банком России.
Что же касается регулирования деятельности крупных товарных маркетплейсов, или правильнее сказать, экосистем, то сегодня этот вопрос поднимается все чаще, поскольку платформенная экономика очень быстро набирает обороты. Понятно, что должны быть системные подходы. И профильные ведомства пытаются найти компромиссные решения. Банк России тоже принимает активное участие в обсуждении этой темы, поскольку крупнейшие экосистемы формируются не только технологическими компаниями, но и банками.
Если же вернуться к теме витрин-агрегаторов финансовых продуктов, то на сегодняшний день мы не видим с ними проблем. Да, есть сайты, которые, как правило, работают в режиме лидогенерации, как «доска объявлений», и перенаправляют клиента для совершения сделки на сайт, например, банка. Главное, чтобы клиента при этом не вводили в заблуждение относительно статуса такого агрегатора.
— Получается, что витрины-агрегаторы и те сайты, которые называют себя финансовыми платформами, операторами финансовых платформ, но не входят в реестр Банка России, формально не нарушают закон, так как нет таких регуляторных требований?
— На сегодняшний день — да, включение в реестр не является обязательным, можно и дальше функционировать как «доска объявлений». Однако именно включение в реестр операторов финансовых платформ позволяет организации выстроить бесшовный клиентский путь, так как появляется, к примеру, право проведения идентификации клиента для кредитной организации и другие «бонусы», которые дает статус такого оператора. При этом, конечно, недопустимо вводить клиентов в заблуждение относительно того, входит ресурс в реестр Банка России или нет.
— Ваше мнение: нужно ли придавать деятельности ОФП исключительный характер, чтобы избежать разночтений?
— Скорее это про переход от заявительного порядка осуществления деятельности к разрешительному порядку. В самом начале реализации этого проекта было принято решение пойти по пути добровольности включения в реестр. С учетом того, что сейчас существуют различные толкования терминов и определений, смешение понятий, то, возможно, уже пора это решение пересмотреть, взвесив при этом все плюсы и минусы. Важно, чтобы клиенты понимали, каким ресурсом они пользуются, стоят ли за ним регулирование и надзор Банка России или нет. Конечно, специалисту финансового рынка разница понятна, однако таких людей немного, а большинству населения разобраться непросто. Многие даже при личном опыте взаимодействия с ОФП и витринами-агрегаторами не сразу определят, в чем между ними разница. Ее можно определить, когда вы «гуляете» по сайтам витрин финансовых услуг. Если рядом с продуктом стоит кнопка «купить» или «открыть вклад», то сделку можно совершить непосредственно на сайте платформы, а значит, этот продукт входит в ассортимент финансовой платформы. Если вам предлагают «перейти на сайт», значит, вы пользуетесь услугами витрины.
Как работают финансовые платформы
— Вернемся к операторам финансовых платформ. По алгоритму взаимодействия с клиентом платформа несет ответственность за сбор первичных данных, верификацию и продажу самого продукта, например, выдачу кредита?
— Нет, за выдачу кредита несет ответственность кредитная организация, чей продукт клиент приобрел. ОФП — это инфраструктура, канал продажи, который берет на себя работу по идентификации клиента, подготовке сделки и ее совершению. Также через платформу проходят денежные операции. Но по закону ОФП не является стороной финансовой сделки между потребителем и финансовой организацией. Поэтому ответственность за надлежащее исполнение сделки несет финансовая организация.
— Какие преимущества для потребителей дают финансовые платформы?
— Преимущества платформ для потребителей в том, что они видят предложения всех банков и могут выбирать финансовый продукт с максимально привлекательными условиями. В режиме «одного окна» потребитель может заключать сделки сразу с несколькими финансовыми организациями, не устанавливая себе их приложения, также потребитель один раз проходит идентификацию оператором финансовой платформы и не должен каждый раз предоставлять необходимые документы и сведения о себе каждой финансовой организации. При этом заявки на заключение сделок можно направлять круглосуточно и без выходных дней, тогда, когда это удобно потребителю.
— Если суммировать, то получается, что оператор проверяет данные клиента, проводит первичный скоринг, но при этом не является полноценной заменой банковского обслуживания.
— Совершено верно. Банковские услуги будет оказывать банк, страховой полис выдаст страховая компания. А вот финансовая платформа обеспечивает постоянный доступ населения к таким продуктам, включая те, что предоставляют компании, работающие в отдаленных регионах. Все-таки у нас большая страна. Например, через финансовую платформу оформить вклад с хорошей ставкой в якутском банке может житель Калининграда. А страховая компания из Екатеринбурга может выдать страховой полис москвичу. Без появления финансовых платформ такое взаимодействие было бы затруднено.
— Почему сами банки не могут создавать свои финансовые платформы?
— Главный вопрос: зачем им это? Продавать чужие вклады и кредиты? Сейчас закон не разрешает совмещать деятельность кредитной организации и оператора финансовой платформы, однако это не мешает банкам, например, осуществлять агентские продажи страховых продуктов.
— Однако по реестру видно, что многие ОФП — это дочерние компании тех же крупных банков. Нет ли здесь противоречия?
— Это как раз подтверждает то, что регуляторного барьера нет. Да, дочерние организации банков могут быть ОФП. Любая финансовая группа оценивает, прежде всего, возможную прибыль и при решениях о вхождении в реестр руководствуется бизнес-логикой. Любой актив, даже крупной организации, должен приносить прибыль.
— Есть несколько платформ, которые состояли в реестре, но потом из него вышли. Почему?
— На текущий момент в реестр Банка России включены сведения о 9 организациях — операторах финансовых платформ. Две организации по собственной инициативе из него вышли и прекратили осуществлять деятельность ОФП. Это естественный процесс, причины могут быть разные, их лучше уточнить у самих участников рынка.
— Как платформы попадают в реестр? Они платят за участие?
Нет, не платят. Есть определенные требования, которым должны соответствовать ОФП, например, к размеру собственных средств, обеспечению операционной надежности, информационной безопасности, органам управления организации. Все эти требования установлены Федеральным законом № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Соискателю надо оценить, исполняет ли он все требования и нормативы, и подать документы в Банк России. Мы, со своей стороны, также оцениваем соискателя и проверяем, соответствует ли он требованиям закона. И только затем Банк России принимает решение о включении сведений о соискателе в реестр.
— В мартовском отчете ЦБ видно, что более 90% всех сделок на финансовых платформах приходится на банковские вклады. Как вы объясняете эту статистику?
— Перечень финансовых продуктов и услуг, доступных на финансовых платформах, постепенно расширяется. Однако банковские вклады пользуются наибольшей популярностью. Интерес к ним вырос особенно на фоне роста процентных ставок. В банковских продуктах ценность платформы особенно очевидна: можно открыть вклад в банке из другого региона, не надо идти в офис или встречаться с представителем банка. Но мы также отмечаем рост количества сделок потребительского кредитования, договоров страхования, весьма успешны проекты по размещению облигаций для населения на финансовых платформах.
— Еще один вопрос: в цепочке транзакций между потребителем, финансовой платформой и финансовой организацией есть еще одна структура — это регистратор финансовых трансакций (РФТ). Получается, что чисто технически к данным и операциям клиентов он тоже может иметь доступ. Как в таком случае решаются вопросы с банковской тайной, где справки и выписки по счетам и продуктам могут быть выданы банком только самому клиенту, а также по решению суда или постановлению правоохранительных органов?
— Наличие РФТ никак не нарушает режим банковской тайны. Институт РФТ был предусмотрен Федеральным законом № 211-ФЗ. Это — система хранения и сбора данных о заключенных сделках. В отношении банковских вкладов такая информация, предоставляемая РФТ, является преимущественным доказательством, так называемой «золотой записью». Она подтверждает открытие вклада и совершение операций по нему — в том числе при необходимости для Агентства по страхованию вкладов. Поэтому РФТ призван прежде всего защищать права и законные интересы граждан — потребителей финансовых услуг. В случае необходимости потребитель может получить из РФТ информацию о всех своих сделках, заключенных с использованием финансовых платформ, на портале «Госуслуги». Она имеет юридическую силу и может быть использована в суде. Это такое удобное для потребителя решение в формате «одного окна» по его операциям на всех финансовых платформах сразу.
— Если резюмировать нашу беседу, то финансовая платформизация как процесс — это что?
— Это адекватный ответ вызовам времени и потребностям как потребителей, так и самих финансовых институтов. Мы живем в эпоху стремительных изменений, к которым финансовый рынок тоже адаптируется. Цифровые платформы стали альтернативой для тех, кто не просто ценит свое время и привык решать финансовые вопросы онлайн, они для тех, кто хочет иметь под рукой широкий ассортимент услуг на одном ресурсе. Это дополнение к традиционным финансовым организациям. Платформенные сервисы открывают быстрый и безопасный доступ к услугам в любое время. Это действительно очень удобно.