— Как должно осуществляться согласие гражданина на использование записи голоса вообще и в частности в колл-центрах, где абонента сразу предупреждают, что «для повышения качества обслуживания разговор может быть записан»?
— Получение согласия гражданина на использование записи его голоса в случае с коммерческими колл-центрами должно стать обязательным условием. Необходимо проработать механизм удобного и добровольного согласия гражданина на использование такой записи.
При этом колл-центры должны открыто предоставлять гражданам информацию, как именно эта запись будет использоваться. В случае если гражданин не согласен на использование записи его голоса, то у него должна быть возможность отказаться от записи. Если запись голоса в дальнейшем будет использована компанией для целей, на которые не предоставлялось согласие гражданина, то она должна быть изъята и удалена.
В связи с этим считаю целесообразным пересмотреть текущий вариант формулировки «для повышения качества обслуживания...» из утвердительного предложения в конкретный вопрос, где гражданин дает согласие (или отказ) на осуществление голосовой записи.
Таким образом, законопроект об охране голоса является необходимым шагом для формирования безопасной цифровой среды и уважительного отношения к личным неимущественным правам граждан, где каждый человек имеет возможность контролировать использование и распространение записей своего голоса.
— Система СОРМ предусматривает хранение архива аудиозвонков операторов за три года и предусматривает дальнейшее их использование. Как давать согласие системе СОРМ?
— Хранение аудиозвонков для СОРМ (системы оперативно-розыскных мероприятий) имеет первоочередную цель содействия правоохранительным органам для поиска преступников в телекоммуникационных сетях. Следовательно, данные записи осуществляются в целях защиты правопорядка и государственной безопасности, что не требует согласия со стороны гражданина.
Использование данных СОРМ строго регулируется законодательством и подлежит контролю специальными органами. Доступ к информации, полученной в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, предоставляется только в случаях, установленных законом.
— Голосовые помощники типа «Алисы» могут распознавать человека по голосу (то есть имеют записанные образцы) и обрабатывают голосовые сообщения. Как «Алиса» («Маруся» и пр.) получают согласие от гражданина?
— В настоящее время голосовые помощники, такие как «Алиса», «Маруся» и пр., стали неотъемлемой частью жизни многих людей. Голосовой помощник — программа, которая работает на основе искусственного интеллекта, благодаря чему имеет способность распознавать человеческую речь, реагировать и выполнять действия в ответ на устные запросы. Для обработки голосовых команд используется встроенный микрофон устройства, преобразующий звук в текст в режиме реального времени. После этого голосовой помощник выполняет поставленную задачу. Приобретая такое устройство, гражданин осознает, что его голос будет использован только для функционирования устройства по назначению и не предполагает запись для обнародования и использования в неправомерных целях.
— Можно ли выкладывать в соцсети (публиковать) любительские видео с массовых мероприятий (соревнования, митинги, фестивали и пр.), на которых различимы голоса посетителей? И как зафиксировать их согласие?
— Если опубликованная запись голоса проводилась в местах, открытых для свободного посещения или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), то согласие не требуется, за исключением случаев, когда голос человека является основным объектом использования.
При этом все спорные вопросы в данной области подлежат рассмотрению в судебном порядке и изъятию из оборота в случае положительного решения суда.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag