Интервью

«Коммерсантъ» узнал об очередях на границе РФ и Казахстана с грузами из Китая

«Коммерсантъ» узнал об очередях на границе РФ и Казахстана с грузами из Китая
Фото: Yang Dawei/Unsplash
На российско-казахстанской границе образовались многокилометровые очереди из грузовиков с китайским импортом, рассказали «Коммерсанту» опрошенные представители логистических компаний.

Как отмечает газета, ситуация усугубляется совпадением сразу нескольких факторов: масштабные таможенные проверки, попытки пресечь «серый» импорт и закрытие китайских пунктов пропуска в связи с национальными праздниками в Китае с 1 по 3 октября (День образования КНР) и 6 октября (Праздник середины осени).

По данным заместителя руководителя отдела логистики СЛК Максима Емелина, под досмотры попадают в первую очередь товары двойного назначения и продукция западных брендов — электроника, дроны и одежда. В отдельных случаях проверяется до 99% партий.

Коммерческий директор AKFA Алексей Чернышев заявил, что уже третью неделю на казахстанском маршруте из Китая в Россию наблюдаются многокилометровые очереди. Директор по международным транспортным операциям FM Logistic в России Ярослав Белоусов отметил, что обе стороны проводят рейды недобросовестных грузоотправителей и перевозчиков. По его словам, реже такие проверки касаются крупных заказчиков, которые «отправляют через границу по 30–50 автомобилей в неделю».

Алексей Чернышев говорит о жестком контроле серого импорта: машины задерживаются не только на границе, но и на пути к московским рынкам. По оценкам источников «Коммерсантъ», в пунктах пропуска может скапливаться до 7,5 тыс. единиц транспорта.

На фоне ужесточения проверок часть перевозчиков ищет альтернативные маршруты, отметили собеседники «Коммерсанта». В первую очередь это переход «Маньчжурия—Забайкальск», где пока нет очередей, либо более длинный путь через Монголию, уточнил руководитель отдела логистики YM Trans Group Александр Азатьян. Но эксперты обращают внимание, что рост нагрузки на эти направления может привести к новым заторам.

Железнодорожные перевозки также оказались под давлением. Национальный перевозчик «Казахстан темир жолы» временно ограничил прием вагонов других администраций, мотивируя решение перегрузкой инфраструктуры.

По оценкам аналитиков «АвтоГрузЭкс» и ПЭК, средние сроки доставки грузов между Россией и Казахстаном за последние два с половиной года выросли в 1,8 раза — к сентябрю 2025 года они достигли 13-14 дней против 7-8 дней весной 2023-го. Логисты отмечают, что простои на границе напрямую бьют по себестоимости перевозок. Заторы добавляют до 15% к расходам на один рейс, а совокупные потери бизнеса от семидневных очередей уже исчисляются миллионами долларов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Последние материалы
Как «Росатом» развивает ИИ
Создается глобальная система управления атомной отраслью
Безградусная перспектива
Молодое поколение россиян пьет все меньше спиртного
Европа не прокачивает газ
В мире,
Не все европейские страны успевают заполнить ПХГ на целевые 90%