В общей сложности в 2024 г. ЦБ зарегистрировал 338 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что оказалось на 3,9% больше по сравнению с 2023 г., следует из данных Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, опубликованных на сайте ЦБ.
По информации регулятора, 60,7% этих жалоб приходится на жалобы на кредитные организации. По оценке ЦБ, доля жалоб на мошенничество в общем потоке негативных отзывов банковских клиентов увеличилась с 9,3% до 13,8%.
Банк России принимает дополнительные меры по борьбе с жалобами на мошенничество, отметил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, его слова приводит пресс-служба ЦБ. Среди таких мер — блокировка счетов, карт и переводов. Однако на фоне этого в 2,2 раза выросло число обращений, связанных с блокировкой банками переводов и счетов, констатировали в ЦБ. «По большинству обращений банки подтвердили, что такие счета использовались для обмана людей», — указал регулятор.
Помимо этого, с 1 марта 2025 г. у граждан появится возможность через «Госуслуги» устанавливать запрет на заключение договоров потребительского кредита с банками и МФО, а с 1 сентября такая возможность будет доступна в МФЦ. «Это позволит человеку обезопасить себя от ситуации, когда мошенники оформляют на его имя кредит либо когда человек действует под их влиянием», — отметил Михаил Мамута.
В то же время в 2024 г. сократилось количество жалоб на навязывание дополнительных услуг при оформлении кредитов в банке и в сегменте микрофинансовых организаций — на 45,2% и в 2,1 раза, следует из данных ЦБ. «Хорошая новость этого года в том, что жалобы на навязывание и мисселинг продолжают снижаться, а значит, кредитные и микрофинансовые организации становятся более клиентоориентированными», — заявил Михаил Мамута.
5 февраля Банк России предупредил о новой схеме, при которой мошенники используют виртуальные копии банковских карт для снятия наличных в банкоматах с бесконтактной технологией. Для этого они убеждают граждан скачать приложение якобы Центробанка, чтобы защитить сбережения от попытки хищения, запустить программу, поднести свою карту к мобильному телефону и ввести подтверждающий СМС-код от банка для авторизации. После этого у злоумышленников появляется возможность создать на своем телефоне виртуальный образ банковской карты, с помощью которого можно снимать деньги в банкоматах, поддерживающих бесконтактную технологию, рассказали в Банке России.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag