Открывая главную пленарную дискуссию, председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подчеркнул устойчивость транспортного комплекса: вклад отрасли в ВВП в 2025 г. составит около 6%, что превышает 13 трлн руб., а за девять месяцев перевезено 11,5 млрд пассажиров, включая 22% прироста на внутренних водных путях. Премьер-министр обозначил приоритеты: активное внедрение искусственного интеллекта, развитие беспилотных авиационных систем и выполнение задачи по созданию высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом — одного из крупнейших проектов современной России. Он также напомнил, что форум на протяжении 19 лет остается ведущей площадкой для поиска решений и формирования отраслевой политики.
Деловая программа открылась завтраком министра транспорта Российской Федерации Андрея Никитина, где обсуждалось развитие российской аэропортовой инфраструктуры и формирование многофункциональных транспортных хабов. Было отмечено, что к 2030 г. в России будут построены, модернизированы или реконструированы 75 аэропортов, при этом существенная часть инвестиций формируется внебюджетными источниками.
В ходе дискуссий первого дня отраслевые лидеры подчеркнули, что цифровизация стала полноценным инвестиционным инструментом: «Только в РЖД экономический эффект цифровых решений с 2019 года превысил 60 млрд рублей».
Отдельное внимание было уделено развитию скоростного дорожного каркаса и новым сервисам для пассажиров. Обсуждение подтвердило: «мультимодальность, скорость и комфорт становятся ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность российских транспортных систем».
Второй день объединил четыре ключевые темы форума: высокоскоростное движение, семейноцентричность, подготовку кадров и технологические инновации. Центральной темой стала всесторонняя дискуссия по развитию сети высокоскоростных магистралей. Заместитель председателя правительства Виталий Савельев подчеркнул, что «Россия входит в высшую лигу стран, которые строят высокоскоростные магистрали», обозначив масштаб технологической независимости: «Мы полностью строим и полотно, и поезда из российских материалов». Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург сопровождается созданием новой производственной базы, роботизированных заводов и внедрением уникальных отечественных решений, превышающих зарубежные аналоги.
Значимым блоком программы стала презентация стандарта семейноцентричности — комплекса инициатив, направленных на поддержку российских семей, повышение качества пассажирских сервисов и формирование новых корпоративных практик. Было подчеркнуто, что транспорт становится инструментом демографической политики, а компаниям предлагается измерять социальный эффект через удобство, безопасность и качество обслуживания семей с детьми.
Министр транспорта Андрей Никитин провел открытую встречу со студентами отрасли, подчеркнув, что транспорт сегодня — один из самых технологичных секторов экономики. Он отметил, что ежедневно транспортная система перевозит более 41,8 млн пассажиров, а уровень технологических решений в беспилотном транспорте и цифровой логистике задает новую планку для подготовки кадров.
Инновационная повестка продолжилась Венчурными играми и Битвой стартапов, где молодые инженеры и технологические команды представили решения в области беспилотных систем, городской мобильности и цифровых платформ. Формат стал площадкой для прямого диалога между индустрией и новыми разработчиками.
Заключительный день форума открылся осмотром выставки председателем правительства Михаилом Мишустиным вместе с вице-премьерами Виталием Савельевым и Маратом Хуснуллиным и министром Андреем Никитиным. Руководству были представлены новые аэропортовые терминалы, беспилотные разработки, проекты дорожного строительства и решения по развитию международных транспортных коридоров.
На пленарной дискуссии в третий день была представлена совокупная позиция государства и бизнеса. Андрей Никитин заявил: «Объем инвестиций в транспортную инфраструктуру за два десятилетия вырос в 12 раз — со 173 млрд до 2 трлн рублей», подчеркнув, что две трети инвестиций обеспечиваются компаниями и частными инвесторами, а объем действующих ГЧП достиг 4,8 трлн руб. Виталий Савельев и Марат Хуснуллин отметили высокий темп строительства и перевыполнение планов нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
На площадке Гостиного двора развернулась яркая экспозиция, объединившая ключевые достижения и новейшие решения транспортной отрасли страны. Центральным элементом стал объединенный стенд национальных проектов, на котором представлены развитие инфраструктуры, цифровые сервисы управления, внедрение беспилотных технологий и промышленные решения для обеспечения мобильности.
Во время официального обхода председателю правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину показали основные достижения транспортного комплекса. На стенде Росавиации в режиме видеоконференцсвязи состоялись торжественные запуски нового пассажирского терминала аэропорта Мурманск, терминала аэропорта Ижевск и командно-диспетчерского пункта аэропорта Грозный. На стендах АО «ГЛОНАСС» и АО «ГТЛК» продемонстрированы решения по идентификации беспилотных воздушных судов и проекты по взаимодействию спутниковых группировок и беспилотников. S7 представила учебно-тренировочный самолет Tango и новые производственные возможности в аэропорту «Шереметьево». Федеральное дорожное агентство и ГК «Автодор» показали ввод в эксплуатацию ключевых участков федеральных трасс, а ОАО «РЖД» — перспективные разработки, включая новый плацкартный вагон габарита Т и сервисы для пассажиров с детьми.
По итогам мероприятия подписано 46 соглашений, определяющих дальнейшие направления развития отрасли. Полученные результаты демонстрируют курс транспортного сектора на технологическую независимость, цифровую трансформацию, долгосрочные инвестиции и партнерство государства и бизнеса. Высокоскоростные магистрали, модернизация аэропортов, развитие цифровой логистики, меры поддержки семей и вовлечение молодежи формируют современную транспортную систему, ориентированную на рост экономики и качество жизни граждан.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag