Интервью

Энергопотребление приводят в норму

Правительство одобрило снижение нормативов по электричеству для населения

Энергопотребление приводят в норму
Фото: Виталий Невар/ТАСС
Правительство поддержало предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по пересмотру так называемой социальной нормы энергопотребления для населения. С 2027 г. объем электричества, отпускаемого по льготному тарифу, снизится до 1,2 тыс. кВт⋅ч в месяц на домохозяйство. В течение 7 лет соцнорма должна приблизиться к реальным средним показателям по стране — 250–400 кВт⋅ч в месяц. «Эксперт» выяснил, какой процент населения затронут изменения и насколько эффективны дифференцированные энерготарифы для борьбы с перекрестным субсидированием.

Политика энергосбережения

Правительственная комиссия по электроэнергетике на заседании 13 ноября одобрила предложения ФАС по корректировке механизма дифференциации тарифов на электричество для населения. До 1 декабря в кабмин должны быть представлены соответствующие проекты решений, следует из материалов к заседанию комиссии, с которыми ознакомился «Эксперт».

На 2026 г. изменений, как и ожидалось, не запланировано, диапазоны потребления останутся прежними. Среди уже известных предложений: ФАС считает нужным снизить с 2027 г. первый диапазон, в рамках которого установлен льготный тариф для физлиц и приравненных к населению потребителей, с текущих 3,9 тыс. киловатт-час (кВт⋅ч) в месяц до 1,2 тыс. кВт⋅ч. О том, что разработан соответствующий проект документа еще в середине сентября 2025 г. замглавы ФАС Геннадий Магазинов рассказывал в интервью отраслевому журналу «Энергия без границ». Чиновник тогда пояснял, что среднее потребление для большинства домохозяйств в России не превышает 250–400 кВт⋅ч в месяц. Комиссия правительства по энергетике поддержала это предложение ФАС.

Что такое дифтариф


С 1 января 2025 г. в России заработал механизм дифференцированных энерготарифов для населения, работающий по принципу «чем больше потребляешь, тем дороже электроэнергия». Внедрение дифтарифов обосновано стремлением государства снизить объем так называемого перекрестного субсидирования — доплаты со стороны коммерческих потребителей (промпредприятий, НПЗ, объектов торговли, электросетевых компаний и пр.) за население. Другая цель — заставить платить по рыночному тарифу малый бизнес, «маскирующийся» под население, например «серых» майнеров криптовалют. На механизм дифтарифов уже перешли 76 регионов России.

В первом диапазоне объем потребления электроэнергии ограничен 3,9 тыс. кВт⋅ч в месяц на домохозяйство, то есть на 1 лицевой счет. Если потребление не выходит за эти пределы, то тариф остается льготным. Если выходит, то попадает во второй диапазон, где цена будет выше. Во втором диапазоне — до 6 тыс. кВт⋅ч в месяц — электроэнергия обходится дороже, в цену включат экономически обоснованный сетевой тариф на передачу. За пределами 6 тыс. кВт⋅ч начинается третий диапазон, где действуют рыночные цены, по которым электроэнергию приобретают коммерческие потребители.

В отопительный период региональным властям разрешено устанавливать повышающий коэффициент 1,8 для негазифицированных домов с электроотоплением. Благодаря коэффициенту в первом диапазоне максимальный порог потребления вырос до 7,02 тыс. кВт⋅ч, во втором — 10,8 тыс. кВт⋅ч. Такая льгота изначально действовала только для регионов с уровнем газификации менее 5% (Забайкальский край, Бурятия, Тува и Хакасия, Иркутская область и ряд других), но потом ее расширили на все субъекты РФ.

Также было одобрено снижение верхней планки для второго диапазона соцнормы — с 6 тыс. до 3,3 тыс. кВт⋅ч в месяц. Помимо общего снижения нормы энергопотребления для первого и второго диапазонов, ФАС предусмотрела особые условия для населения, использующего электрическое отопление домов при отсутствии других альтернативных источников тепла (негазифицированных). Для таких категорий граждан потребление электроэнергии по льготному тарифу в рамках первого диапазона ограничат объемом 1,2 тыс. кВт⋅ч в неотопительный сезон и 7 тыс. кВт⋅ч — в отопительный. Второй диапазон для них в неотопительный период составит до 3,3 тыс. кВт⋅ч, в отопительный — до 10 тыс. кВт⋅ч в месяц.

Норма для домохозяйств с электроотоплением почти совпадает с текущими значениями соцнормы с учетом «зимнего» повышающего коэффициента 1,8. Вероятнее всего, коэффициент заменят абсолютным значением (в материалах это не поясняется).

Сколько вешать в киловаттах

В регионах разница в цене между первым и третьим диапазонами может доходить до 5 раз. Так, с 1 июля 2025 г. в Иркутской области (где действуют самые низкие в стране тарифы на электричество для населения) при одноставочном тарифе в первом диапазоне 1 кВт⋅ч обойдется городским жителям в 1,78 руб., во втором — 3,31 руб., в третьем — 6,5 руб. Для сельских жителей и граждан с электроотоплением — 1,25 руб., 2,32 руб. и 6,5 руб. соответственно.

В Подмосковье электричество заметно дороже: для горожан с электроплитами — 6,6 руб. за 1 кВт⋅ч, с газовыми плитами — 8,25 руб. Это цены для первого диапазона. Но поскольку тариф фактически приближается к коммерческому, разница со вторым и третьим диапазонами невелика. Так, в третьем диапазоне стоимость 1 кВт⋅ч составит 7,11 руб. и 8,89 руб. соответственно.

Доля домохозяйств в стране без электроотопления, потребление которых не превышает порог в 1,2 тыс. кВт⋅ч в месяц, составляет 98,1%, следует из материалов ФАС (есть у «Эксперта»). 96,6% домохозяйств с электроотоплением будут укладываться в норму потребления 7 тыс. кВт⋅ч в отопительный период и 1,2 кВт⋅ч — вне отопительного периода. Таким образом, цена электроэнергии с 2027 г. должна вырасти не более чем для 5,5% домохозяйств в России.

Сошлись на «перекрестке»

По итогам заседания правкомиссии, как следует из материалов к нему, до октября 2026 г. ФАС, Минэнерго и Минэк совместно с властями субъектов РФ должны будут проработать механизмы дальнейшего снижения соцнормы в течение ближайших 7 лет — граница первого диапазона за этот срок должна снизиться до фактического среднего уровня потребления в стране. Помимо этого, с 2027 г. предлагается применять для владельцев сараев, погребов, гаражно-строительных и гаражных кооперативов, которые сейчас приравнены к населению, тарифы на электроэнергию второго и третьего диапазонов. Также с 2027 г. предполагается постепенно избавляться от понижающих коэффициентов к тарифам на электроэнергию во втором и третьем диапазонах для различных льготных категорий.

Результатом корректировки соцнормы должно стать заметное снижение перекрестного субсидирования. В среднем его объем сейчас составляет порядка 300 млрд руб. в год, в 2024 г. — 339 млрд руб. (оценка ФАС на начало 2025 г.). Как отмечается в материалах службы, за последние годы рост этой величины ускорился под влиянием активного развития нелегальной добычи криптовалют.

Ранее в ФАС заявляли, что введение дифтарифов в 2025 г. уже позволило сократить объем «перекрестки» на 31,7 млрд руб. Из материалов ведомства следует, что доработка механизма дифтарифов позволит снизить перекрестное субсидирование к 2032 г. на 160 млрд руб. с учетом доведения соцнормы к этому сроку до среднестатистического уровня. К 2035 г. ФАС намерена полностью избавиться от «перекрестки», говорил 7 октября замглавы ведомства Геннадий Магазинов.

В пресс-службе ФАС заявили «Эксперту», что ведомство проконтролирует, чтобы установленные в субъектах РФ тарифы на электроэнергию не превышали предельных значений, утвержденных ФАС. Кроме того, служба намерена следить за соответствием установленных в регионах диапазонов потребления тем значениям, которые приняты на федеральном уровне. В антимонопольной службе также заверили, что реализация предлагаемых инициатив в рамках развития дифтарифов не создаст дополнительной тарифной нагрузки на граждан и добросовестных потребителей, использующих электроэнергию для коммунально-бытовых нужд. Там также напомнили, что энергопотребление подавляющего большинства граждан укладывается в границы первого (льготного) диапазона.

«Эксперт» направил запросы в пресс-службы Минэнерго и Минэка.

Минус 200 миллиардов

«Поддержанные правительством предложения ФАС представляются правильными и имеют существенный потенциал для снижения перекрестного субсидирования», — сказал «Эксперту» директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим.

Он также обратил внимание на то, что активные действия по корректировке соцнормы начнутся только с 2027 г., поэтому в 2026-м, с учетом текущих параметров дифтарифов, скорее всего, будет наблюдаться рост перекрестного субсидирования. По оценкам Сергея Сасима, в будущем году его объем может составить около 400 млрд руб. В случае реализации предлагаемых изменений по настройке системы дифтарифов общее снижение перекрестного субсидирования к 2032 г., по его подсчетам, может превысить 200 млрд руб.

Предлагаемый ФАС подход по плавному снижению диапазонов электропотребления, подчеркнул Сергей Сасим, предусматривает такой же плавный рост платежей за электроэнергию вместо резких всплесков, что является разумным подходом к проведению тарифной политики.

Эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает, что размер перекрестного субсидирования также можно попытаться стабилизировать за счет пересмотра модели регулирования в отрасли. «С одной стороны, нужно создать стимулы для ввода новой мощности, который обеспечит рост доступности электроэнергии. Например, демонополизировать газовую отрасль и увязать право на трубопроводный экспорт с обязательствами по вводу газовых ТЭС. С другой — необходим глубокий аудит сетевой инфраструктуры: например, расходы на поддержание неиспользуемых сетей можно снизить за счет развития гибридной генерации в изолированных территориях», — полагает он.

С этим тезисом согласен замглавы комитета по энергетике Госдумы Юрий Станкевич, который отметил, что в контексте снижения цен на электроэнергию для всех категорий потребителей уместно говорить в том числе и о повышении эффективности генерирующих, сетевых и сбытовых компаний. «При этом логично сохранение разницы тарифов между тремя группами потребления. Прогрессивный принцип, основанный на сопоставлении платежеспособности, у нас применяется и при определении налогооблагаемой базы по НДФЛ, транспортному налогу, ставки утилизационного сбора и др. Такой подход обеспечивает соблюдение справедливости», — добавил парламентарий.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 7 ноя 19:10
В мире цены на фастфуд приближаются к ресторанным
Общество, 22 апр 18:20
АСИ запустило Дискуссионный клуб прорывных начинаний
Общество, 2 апр 09:00
Что толкает цены на продовольствие вверх
Общество, 29 дек 2023 09:41
Как россияне оценили расходы на праздник
Свежие материалы
Индексу Мосбиржи не дает расти «Лукойл»
Зарубежным активам компании надо срочно искать нового владельца
Биткоин не устоял перед госдолгом США
Криптовалютный рынок опустился к уровням полугодовой давности