Дмитрий Чернышенко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации:
— Около 60% выпускников 9 классов выбирают систему среднего профессионального образования (СПО) как старт карьерного пути. Это очень серьезная цифра, она охватывает половину молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет, то есть достаточно высокая представленность. Потому что в России порядка 3,5 тыс. организаций СПО и в них учатся порядка 4 млн студентов.
Одна из ключевых задач, которая перед нами стоит — синхронизация потенциала и возможностей образовательных организаций с запросами реального сектора экономики.
Анастасия Ракова, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития:
— «Профессионалитет» — это возможность изменить парадигму успешного молодого человека. Не только того, кто сможет освоить академические науки и получить высокие баллы ЕГЭ, но и того, кто любит и умеет работать руками.
Только кадры СПО справятся с угрозами, которые стоят перед российской экономикой, и с теми задачами, которые перед нею стоят. Все очень просто: СПО легко и быстро адаптируется к реальным потребностям рынка труда, способно реагировать на те скорости технологических изменений, которые есть, в силу практико-ориентированных программ.
Я с удивлением узнала, что экономическое чудо и тот уровень жизни, который есть в Сингапуре, связан с тем, что государство очень вовремя занялось пропагандой и популяризацией среднего образования. Сингапур по качеству среднего образования вместе с Москвой лидеры в мире. 65% школьников Сингапура выбирают вход в профессию через СПО. В то же время в Москве сегодня только 40%.
Андрей Комаров, сопредседатель Партнерского совета Министерства просвещения РФ и работодателей:
— Одна из главных целей проекта «Профессионалитет» — 85% трудоустройство в профессии, на которую обучался студент. В Европе такой показатель — 82%, высочайший уровень. Однако мы сегодня не имеем целевых договоров. Сегодня по стране эта программа находится на уровне 2%. Рекордсмены, естественно, Москва и Московская область, Кемерово — но все равно не выше 20%. KPI 85% будет труднодостижим, если мы не вернемся к целевому набору и не вернем его как часть «Профессионалитета».
Денис Грибов, заместитель министра просвещения РФ:
— Формирование производственной среды в колледжах «Профессионалитета» позволяет создавать бесшовный переход для ребят на рабочие места. В рамках реализации проекта оснащение учебных заведений ведется таким образом, чтобы оборудование учебное полностью соответствовало или повторяло оборудование на партнерских предприятиях, тем самым сокращая сроки адаптации специалистов. Не нужно отправлять на переподготовку будущего работника.
Что важно — колоссальная экономия расходов предприятий на дообучение сотрудников на рабочем месте. В ближайшие годы такая экономия, по нашим подсчетам, достигнет 8,7 млрд рублей в год.
Наталья Третьяк, генеральный директор ГК «Просвещение»:
— Сложно переоценить важность ранней профориентации для того, чтобы СПО выбирали не 60%, а больше. Возможность создать профильные классы, профильные лаборатории, ориентированные на производство в конкретном регионе дает очень позитивный результат: ребята остаются в регионе. Очень важно нацелить профориентационную работу на потребности той местности, в которой живут ребята.
Иван Есин, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов:
— С 1 сентября запущена Единая модель профессиональной ориентации, Фонд гуманитарных проектов является ее оператором. На данный момент в 89 регионах более 8 млн обучающихся охвачены мероприятиями программы профессионального выбора.
8–9 класс — это сердце для карьерного консультирования, но ребенка важно подвести к выбору. И как раз в 6–7 классах в рамках всех наших технологических разработок мы везем ребят в техтуры по всей стране, показываем современное производство, показываем большие предприятия.
Василий Осьмаков, первый заместитель министра промышленности и торговли РФ:
— Решение кадровой проблемы находится на стыке между повышением производительности труда, внедрением новых технологий и таких программ, как «Профессионалитет». Но все эти составляющие равнозначны и имеют принципиально важное значение. Поэтому мы уже работаем, и продолжим работать по этой программе. Как мы всегда и подчеркивали, это абсолютный успех. И мы очень рады, что система образования повернулась к промышленности лицом.