Интервью

Марина Фытова: «Главный вызов — гарантировать покупателю бесшовный опыт»

Исполнительный директор «Лемана ПРО» о новой культуре потребления

Марина Фытова: «Главный вызов — гарантировать покупателю бесшовный опыт»
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Почему сегмент товаров для дома и ремонта является важной частью инфраструктуры качества жизни, как меняется поведение покупателей и почему ретейлер должен не просто продавать, а сопровождать клиента на всем пути проекта — в интервью «Эксперту» на площадке ПМЭФ-2025 рассказала исполнительный директор «Лемана ПРО» Марина Фытова.

— Каковы для вас результаты недавно прошедшего ПМЭФ-2025? Какие задачи вы планировали решить?

— У нас была достаточно насыщенная программа. Форум — это отличная площадка для диалога власти и бизнеса, проведения стратегических встреч и переговоров. Одной из важнейших тем повестки форума стала поддержка предпринимательства, и здесь роль крупного бизнеса и партнерств выходит на первый план. Мы провели ряд важных встреч и подписали стратегические соглашения. В частности, с Корпорацией МСП, Республикой Татарстан, Новосибирской областью и другим регионами. Речь идет о поддержке локальных предпринимателей и поиске поставщиков товаров и услуг для нашей сети. Наша совместная работа подразумевает поиск, оценку и отбор партнеров для создания новых или масштабирования существующих производств материалов, по которым доля импорта всё еще остается достаточно высокой. Главные задачи — развивать кооперацию МСП с крупным бизнесом, снижать отраслевую импортозависимость и усиливать экономическую устойчивость регионов.

— За последние два года компания прошла серьезную трансформацию: сменился бренд, появились новые векторы развития. Как это повлияло на бизнес?

— В прошлом году исполнилось 20 лет работы компании в России. Мы провели ребрендинг и определили для себя стратегические фокусы на ближайшие три года: стать компанией-платформой по улучшению жилья и объединить под одной крышей обычных розничных клиентов и профессиональных, в том числе B2B. Направление профессиональных клиентов — один из ключевых драйверов развития компании, и в целом это рыночный тренд. Сегодня на этот сегмент приходится 30% нашего оборота, цель — за три года увеличить долю до 40%.

— Насколько изменился спрос на товары для дома и ремонта?

— Изменения происходят постоянно. За последние годы в первую очередь критически увеличилась доля онлайн-потребления. Мы видим, что всё больше покупателей ведут себя омниканально, то есть начинают свой путь в онлайне, а совершают покупку уже в магазине. Так делают более 60% всех наших клиентов.

Второй важный тренд — доля потребителей, выполняющих строительные работы самостоятельно, сокращается год от года. Когда-то большинство населения делало ремонт своими силами, сейчас эта доля сократилась до 53%. А 47% потребителей поручают такие работы профессионалам — кто-то частично, кто-то комплексно «под ключ». Поэтому спрос на такие услуги стремительно растет.

Также мы видим рост доли покупателей, осознанно выбирающих экологичные решения для дома и ремонта. Этот тренд мы наблюдаем с 2020 г., и он набирает обороты. По данным нашего исследования, 68% покупателей готовы платить больше за товары для ремонта и обустройства с экологическими преимуществами, включая состав, сырье, упаковку и другие характеристики.

Увеличивается и сегмент индивидуального жилищного строительства (ИЖС). В прошлом году доля ИЖС в квадратных метрах превысила долю многоквартирного жилья. Я думаю, этот тренд будет набирать обороты и останется драйвером всей отрасли и сегмента товаров для дома и ремонта.

— Вы удовлетворены работой с российскими поставщиками? Они смогли заменить ушедших игроков?

— Конечно, события последних лет внесли значительные коррективы в ассортимент, приходилось экстренно замещать целые категории выбывающих товаров от ушедших брендов. Но мы успешно и довольно безболезненно прошли эту трансформацию, потому что начали работу по импортозамещению заранее. Около 10 лет назад компания взяла фокус на увеличение сегмента «Сделано в России». И это была очень верная стратегия. Сегодня в ассортименте сети уже 74% товаров российского производства, цель — довести долю локальных закупок до 80%.

К сожалению, существует ряд категорий, где импортозамещение пока на критически низком уровне: освещение, электроинструмент. Здесь пока недостаточно местных производств, но мы активно работаем в этом направлении с нашими партнерами.

И здесь я хочу выразить благодарность Минпромторгу: мы вместе работаем, чтобы реализовать проект импортозамещения и локализации, выбрали 45 товарных категорий, где уровень импорта по-прежнему высок. Уже реализовано более 30 проектов с объемом закупок 6 млрд руб., и в работе еще целый ряд проектов.

— Как, на ваш взгляд, должен эволюционировать рынок, на котором вы работаете?

— Начнем с того, что сейчас порядка 20% рынка товаров для дома и ремонта занимают маркетплейсы, и этот показатель будет прирастать. Но доля онлайн-покупок дойдет до какого-то предела, может 40%, и перестанет расти, потому что ремонт — это сложный многоэтапный проект, людям важно посмотреть, потрогать товар, получить консультацию. Будут всё больше развиваться омниканальные форматы, чтобы покупка совершалась максимально бесшовно, но при этом человек мог иметь возможность ознакомиться с товаром вживую и пообщаться с консультантом. Главный вызов — гарантировать покупателю реально бесшовный опыт. Ну и, конечно, тех, кто не будет адаптироваться к новым вызовам и реалиям, не будет ждать успех.

— А вы торгуете через маркетплейсы?

— У нас собственный маркетплейс, который объединяет широкий круг партнеров-продавцов на одной платформе, предоставляя покупателям доступ к более чем 800 тыс. товаров. И мы продолжаем постоянно увеличивать ассортимент. В среднем у нас сейчас 38 млн посещений пользователей в месяц. И всё это лояльная и «теплая» аудитория, которая нацелена на конкретные товары для дома и ремонта.

— Вы делаете акцент на ESG и «зеленой» повестке. Для вас это репутационный фактор или реальный драйвер изменений бизнес-модели? Насколько такие шаги трансформируют отрасль?

— Миссия «Бережно к людям, бережно к природе» лежит в основе не только нашего бренда и позиционирования, но и бизнес-стратегии. Это не только про социальную миссию и заботу об окружающей среде, это фактор устойчивости бизнеса в целом. Для нас «зеленые» товары — это не просто какая-то отдельная категория товаров. Это комплексный подход к развитию ответственного товарного предложения, направленный на снижение негативного воздействия на человека и окружающую среду на каждом этапе жизненного цикла продукции — от добычи сырья до утилизации.

Мы проводим масштабную работу по экологизации товарного предложения: увеличиваем долю товаров с экомаркировками, продвигаем принципы ответственного лесопопользования среди поставщиков деревосодержащей продукции, убираем из упаковки неперерабатываемые материалы, оптимизируем ее объем, мотивируем партнеров включать вторичные материалы в состав товаров и упаковки, отказываемся от продажи опасных веществ. Благодаря слаженным усилиям наших поставщиков и команд доля продаж товаров с экопреимуществами в товарообороте сети сегодня достигла уже 38%.

Более того, как крупнейший игрок, мы задаем вектор развития отрасли в этом направлении и формируем пример. Сегодня мы единственный ретейлер в нашем сегменте, кто уделяет фокусное внимание добровольной лесной сертификации и предъявляет к своим поставщикам деревосодержащей продукции обязательное требование наличия такого сертификата.

Важное для нас событие — старт партнерства с фондом «Природа и люди», о котором мы объявили на петербургском форуме. Оно направлено на совместную реализацию проектов по защите биоразнообразия и сохранение ценных природных территорий России, а также на продвижение культуры ответственного потребления. Первым проектом в рамках стратегического сотрудничества станет поддержка программы фонда «Хранители леса». Его задача — защитить участки первозданных лесов на территории России, не затронутых хозяйственной деятельностью или пожарами.

— Какой вы видите компанию «Лемана ПРО» в пятилетней перспективе на рынке?

— В сегменте работы с розничными покупателями мы сохраняем лидирующую позицию на рынке и продолжаем выстраивать бесшовный омниканальный опыт и увеличивать долю проектных продаж. Мы умеем решать задачу клиента «под ключ» — от консультации и проекта до конечной услуги сборки и установки. И мы понимаем, что спрос на такие комплексные проекты будет стремительно расти. Одновременно с этим, как я уже говорила, мы активно развиваем направление работы с профессионалами в сфере строительства и В2В-клиентами и хотим занять 8% на всем сегменте «ПРО» в сегменте DIY и улучшения жилья. Для этого у нас есть всё необходимое — опыт, экспертиза и технологии.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 23 июл 16:16
Главная цель «Авито» — создание супераппа
16 июл 17:40
Заместитель генерального директора «Билайна» — о вызовах цифровой трансформации
Мнения, 1 июл 09:00
Аудитор Счетной палаты о темпах обновления коммунальной инфраструктуры
Экономика, 30 июн 12:00
Заместитель главы Минэкономразвития — о ВТО и разногласиях в БРИКС
Свежие материалы
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда
«Белый лебедь» распугал «медведей»
Финансы,
Владимир Путин и Дональд Трамп вернули рынок акций в восходящий тренд