Интервью

Кто не работает, тот не нанимает

Треть работодателей не инвестируют в свою репутацию

Кто не работает, тот не нанимает
Фото: Sebastian Gollnow/Global Look Press
На российском рынке труда формируется парадокс: в условиях дефицита кадров всё больше компаний не считают нужным инвестировать в свой имидж работодателя. Согласно исследованию hh.ru (есть в распоряжении «Эксперта»), уже 34% компаний прямо заявляют, что не планируют заниматься развитием HR-бренда, хотя еще 7 лет назад таких было 21%.

Когда не до имиджа

В основе исследования hh.ru — онлайн-опрос 583 российских компаний, который был проведен в период с августа по октябрь 2025 г. Он показал, что всего 45% работодателей системно продвигают свой бренд и эта доля практически не меняется с 2018 г. Остальные либо откладывают старт данного процесса, либо вовсе не считают его важным.

Особенно уязвим в этом плане малый бизнес. Среди компаний, численность сотрудников которых составляет до 100 человек, только 36% ведут работу с брендом работодателя. Ситуация в более крупных компаниях несколько лучше: среди организаций, где трудоустроены более 1 тыс. человек, этот показатель превышает 50%.

Больше других готовы работать над своей репутацией IT-компании (60%), предприятия оптовой торговли (52%), ритейла (45%) и транспортно-логистического сектора (44%).

При этом те, кто всё же уделяет внимание имиджу, чаще всего выделяют для этого отдельные ресурсы. Более половины компаний (55%) имеют специального сотрудника или даже команду, отвечающую за HR-бренд. У крупных работодателей такие специалисты есть в 86% случаев, в то время как малый бизнес может позволить их себе лишь в 41%.

В исследовании стаффинговой группы ANCOR за II квартал 2025 г. говорилось, что 68% компаний уже сейчас инвестируют в развитие бренда работодателя, а 11% — планируют заняться этим в ближайшее время. При этом 25% оценивают свой HR-бренд как сильный, однако 37% признаются, что компании еще предстоит работа по улучшению и продвижению имиджа. Разработчик цифровых решений для найма компания «Поток» со ссылкой на крупных работодателей также сообщала об их намерениях серьезно работать над HR-имиджем.

Самая частая причина отказа от работы с репутацией — растерянность. Представители четверти компаний признаются, что просто не знают, с чего начать. Еще 34% ссылаются на нехватку средств, 13% — на непонимание выгод, 10% уверены, что текущего имиджа достаточно, а 8% жалуются на отсутствие времени.

Однако прогресс всё же есть: за последние 7 лет доля тех, кто вообще не понимает, что такое HR-бренд, снизилась. Сократилось и число работодателей, которые апеллируют к отсутствию средств как к поводу не работать над своей репутацией.

Но даже у тех, кто осознает важность HR-бренда, планы на его развитие часто остаются туманными. Лишь 21% работодателей намерены заняться имиджем в ближайший год. Еще 12% рассматривают трехлетнюю перспективу, а 6% — отдаленную. При этом 26% компаний признались, что отложили эту задачу на неопределенный срок.

«Ситуация на рынке труда иллюстрирует парадокс: в условиях кадрового дефицита доля компаний, принявших решение пока не заниматься брендом работодателя, только растет, — заявила „Эксперту“ директор Бренд-центра hh.ru Нина Осовицкая. — Для малого бизнеса это достаточно выраженная проблема, ведь без проработанного бренда работодателя сложно конкурировать с крупными игроками по зарплатам и соцпакетам». Она напомнила, что «главное оружие» небольших компаний — это как раз сильный бренд, «основанный на ценностях и атмосфере».

По мнению Нины Осовицкой, именно для небольших предприятий HR-бренд способен стать компенсацией ограниченных ресурсов. Там, где невозможно конкурировать зарплатами и льготами, выигрывают нематериальные факторы — вовлеченность, ценности и атмосферность.

Ценностное предложение

Тем, кто всё же решится улучшить свою репутацию как работодателя, Нина Осовицкая советует начать с определения ценностного предложения работодателя (EVP), которое отражает, какие преимущества и уникальные возможности компания готова предложить сотрудникам: «Необходимо четко сформулировать цели развития бренда работодателя, сформулировать EVP и закрепить его в коммуникационной программе, которая будет последовательно транслировать ценности компании как внутри коллектива, так и во внешнюю среду. Крайне важно, чтобы ключевые посылы и ценности, которые работодатель транслирует вовне, совпадали с реальным положением дел в компании. Иначе нестыковки могут вызвать отторжение как у кандидатов, так и у текущих сотрудников».

По словам HR-директора службы доставки Dalli Евгения Корсакова, построение репутации среди потенциальных кандидатов — это стратегический шаг для любого крупного бизнеса: «С увеличением масштабов компании ей требуется всё больше сотрудников, поэтому просто публикаций вакансий с хорошими условиями может быть недостаточно. Необходимо сформировать у кандидата позитивный образ компании, чтобы уже на этапе первого касания с брендом у него возникали доверие к нему и желание стать частью команды». Поэтому именно образ бренда как работодателя может стать решающим фактором для соискателя при выборе будущего места работы. И особенно значим этот фактор в условиях высокой конкуренции за кадры, уверен Корсаков.

Соискатели становятся более требовательными к работодателям, убеждены специалисты сферы. «Поэтому сегодня уже недостаточно размещать „красивые“ вакансии: кандидаты ждут прозрачности, честной информации о зарплате и условиях», — говорила по этому поводу директор Российской школы управления Анастасия Боровская.

Резюмируя, можно сказать, что имидж работодателя важен и для соискателей, и для тех, кто уже работает на бренд, говорит Нина Осовицкая: «Сильный и позитивный бренд позволяет привлекать квалифицированных специалистов, которые осознанно выбирают организацию с хорошей репутацией и ценностями, близкими их ожиданиям. Для действующих сотрудников это означает большую вовлеченность, удовлетворенность и лояльность, что напрямую влияет на снижение текучести кадров и повышение продуктивности».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 3 окт 11:00
Откуда набирают кадры в IT и почему программисты не стремятся в мегаполисы
Общество, 26 сен 08:00
Почему агрегаторы наращивают долю на рынке бронирования гостиниц
Общество, 11 авг 22:02
Студенты не хотят работать бесплатно
Общество, 30 июл 21:00
Почему молодежь стремится в IT и как она влияет на работодателей
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр