• USD Бирж 1.08 -10.14
  • EUR Бирж 12.62 -85.98
  • CNY Бирж 28.56 +-15.98
  • АЛРОСА ао 79.04 -0.02
  • СевСт-ао 1967 -2.6
  • ГАЗПРОМ ао 156.86 -0.65
  • ГМКНорНик 152.3 +-0.2
  • ЛУКОЙЛ 7695 -21
  • НЛМК ао 252.5 -0.06
  • Роснефть 591.25 +-0.75
  • Сбербанк 316.44 +-1.66
  • Сургнфгз 35.69 -0.21
  • Татнфт 3ао 728.8 +-2.5
  • USD ЦБ 91.36 91.63
  • EUR ЦБ 98.67 98.85
Эксперт меняется
Cобытия

Не верь, не бойся, не говори

Общество
Не верь, не бойся, не говори
Фото: Warren/Unsplash
В России участились случаи телефонного мошенничества. Как выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за три года число россиян, столкнувшихся со звонками вымогателей, выросло на 10 п.п. — с 57% в 2021 году до 67% в феврале 2024 года. Чаще всего жертвами мошенников становятся жители крупных городов, в первую очередь, Москвы и Санкт-Петербурга, но в целом люди уже более критически стали относиться к подобным звонкам.

Телефонный разговор — наиболее эффективный инструмент социальной инженерии и мошенники предпочитают пользоваться именно этим средством коммуникации. Попытки вымогательства с помощью СМС сообщений или сообщений в мессенджерах — уже угасающие тренды. Если в 2022 г. с ними сталкивался каждый пятый опрошенный, то сейчас — лишь 17%.

По данным ВЦИОМ, чаще всего становятся целью телефонных мошенников жители обеих столиц: с ними сталкивались по 85% москвичей и петербуржцев. В том числе 81% получали звонки от мошенников, 26% — СМС-сообщения. В сельской местности с телефонными аферистами имели дело 57% опрошенных: 55% получали звонки, каждый десятый — СМС. Этому, впрочем, есть понятное объяснение — на счетах горожан, как правило, лежит больше денег.

Еще один важный фактор — уровень образования: чем он выше, тем чаще респонденты могут поделиться своим опытом «общения» с мошенниками. 77% россиян с высшим и неполным высшим образованием признались, что получали фейковые звонки, 22% сталкивались с СМС-мошенничеством. Среди опрошенных со средним специальным образованием таковых набралось 60% и 14% соответственно. Но это не свидетельствует о большей привлекательности образованных граждан для мошенников; скорее различия в ответах объясняются способностью распознать попытку обмана.

В целом, обмануть россиян стало сложнее. Абсолютное большинство респондентов, которые общались со злоумышленникам, не попались на их удочку и не понесли денежный ущерб — 93%, в 2022 г. этот показатель составил 91%. Понесли финансовые потери 7% из числа столкнувшихся с телефонным мошенничеством. В том числе 3% оценили ущерб как незначительный, 4% — как значительный.

Респонденты ВЦИОМ скептически оценивают свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками: 46% считают такое развитие событий маловероятным, 27% — невозможным. Еще 23% допускают («это вполне может случиться»), что могут лишиться денежных средств в результате действий телефонных мошенников, среди россиян постарше (45—59-лет) такой ответ звучит несколько чаще — 31%.

Работа по повышению уровня цифровой и финансовой грамотности приносит плоды: за последние три года доля россиян, крайне скептически оценивающих свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками («уверен, что этого никогда не случится»), выросла на 9 п.п. (2021 г. — 18%). Доля допускающих такое развитие событий, напротив, снизилась на 11 п.п. (2021 г. — 34%).

Напомним, что в этом году вступит в силу закон, который обяжет финансовые организации возвращать клиентам украденные деньги. Интересно, что, по мнению 44% опрошенных, этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы, расследуя дело по заявлению пострадавшего, и только 31% возлагают ответственность на банк, услугами которого пользовался пострадавший. Каждый восьмой выступает против возмещения ущерба.

Как рассказал «Эксперту» представитель проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Кирилл Полещук, телефонные мошенники постоянно совершенствуют схемы обмана. В последнее время участились звонки якобы от имени операторов сотовой связи, сообщающих о необходимости перезаключить договор. Для этого абоненту необходимо продиктовать код из смс. Так мошенники взламывают аккаунт пользователя на Госуслугах и получают доступ ко всем личным данным, которые там хранятся

Телефонные мошенники придумывают все более изощренные способы обмана своих жертв, но не брезгуют и старыми классическими приемами, рассказывает эксперт и предупреждает: единственный способ защиты — не отвечать на звонки с подозрительных номеров либо же незамедлительно прекратить разговор, как только кто-то представился сотрудником банка.

Материалы по теме:
Общество, 17 апр 17:48
Только 0,05% киберпреступников были привлечены к ответственности
Общество, 24 ноя 13:12
Почему 2024 год станет последним годом ХХ века
Общество, 22 ноя 16:38
Возможности планировать жизнь на обозримое будущее у россиян в нынешнем году сократились по сравнению с доковидным периодом
Общество, 22 ноя 13:33
Более трети россиян живут без пары — и не жалеют об этом
Свежие материалы
Интеллект в помощь продавцу
Технологии,
Как ритейл внедряет ИИ-технологии
Экран не заменит друга
В мире,
Чрезмерное использование смартфонов способно усилить чувство одиночества
Прогноз на замедление роста
Экономика,
ЦБ определил развитие экономики до 2026 года