Интервью

Неигровое преимущество

В России развивается рынок документалистики

Неигровое преимущество
В результате кризиса, вызванного пандемией и последующим уходом с российского рынка в 2022 году большинства зарубежных кинопроизводителей, неожиданный импульс для развития в России получило документальное кино. Растет количество документальных проектов, увеличивается число госфондов, которые их финансируют. Жанром заинтересовались онлайн-платформы и их зрители. Рынок неигрового кино пока остается планово дотационным, но эксперты надеются на то, что тренды в среднесрочной перспективе здесь могут поменяться и документалка cможет как минимум окупать свое производство.

Документальный след ковида

О популярности документальных фильмов говорят организаторы недавно прошедшего фестиваля «Неизвестная Россия» — его планируется проводить ежегодно. Мероприятие прошло в рамках выставки-форума «Россия», организаторы получили более 500 заявок от кинематографистов. «То количество работ, которое мы получили, говорит о том, что фестиваль документального кино очень актуален сейчас. И, вероятно, он будет масштабнее, потому что фестиваль уже сейчас поддерживают индустриальные партнеры, лидеры рынка», — рассказал «Эксперту» генеральный директор НТВ Алексей Земский. Всего в конкурсной программе в 2024 году было представлено 36 картин. Картины-номинанты выйдут в эфире телеканала документального кино «Неизвестная Россия», а шесть фильмов-победителей покажут на НТВ. «Фестивали играют ключевую роль в продвижении документального кино на большие экраны», — добавляют в ассоциации «Гильдия неигрового кино и телевидения».

По итогам 2020 года эксперты глобальной аналитической компании Parrot Analytics назвали документальное кино самым быстрорастущим жанром на стриминговых платформах. В период с января 2018 года по март 2021 года количество документальных сериалов здесь выросло на 63%, а зрительский спрос на них — на 142%. По итогам 2023 года спрос аудитории на документальные фильмы вырос на 44%. Добавим, что это не российские, а общемировые показатели.

Законодателем тренда стал лидер мирового видеостриминга Netflix, который изменил подход к созданию документалок: с 2018 года начал выпускать зрелищные проекты, которые интересны широкой аудитории и больше похожи на художественные фильмы. Делать доки в пандемию оказалось проще и быстрее, чем масштабные игровые проекты. Ряд громких релизов пришелся на 2020 год. Фильм «Мой учитель осьминог» получил премию «Оскар» как лучший документальный фильм. Одним из самых популярных в 2020 году стал «Король тигров: убийство, хаос и безумие» — американский криминальный документальный сериал, рассказывающий о жизни бывшего сотрудника зоопарка Джо Экзотика, ставшего преступником. По данным Nielsen, за первые десять дней после выхода он собрал 34,3 млн просмотров, что сопоставимо с показателями третьего сезона сериала «Очень странные дела» (36,3 млн).

Неигровое преимущество
Фото: Jose P. Ortiz/Unsplash

Жанр без кризиса

Популярность документального жанра растет и в России: в этом сегменте наблюдается явное оживление, которое усилилось в 2022 году после ухода с рынка из-за СВО зарубежных игроков. До этого документалисты испытывали нехватку финансирования и сложности с получением прокатных удостоверений. По данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», в период с 2004 по 2014 год в российский прокат вышло лишь 125 документальных фильмов. А только в 2021–2022 годах получили прокатные удостоверения более 400 российских компаний и физлиц, а 36 юрлиц и физлиц выпустили по четыре и более неигровых фильма.

В 2022 году президент России Владимир Путин подписал закон о 100-процентной бюджетной поддержке документальных фильмов (ранее она была ограничена 70% от общего бюджета производства или проката)

С того же года финансовую помощь документальному кино стал оказывать Институт развития интернета (ИРИ), а также учрежденный Союзом кинематографистов России в феврале 2022 года Фонд поддержки регионального кинематографа (ФПРК).

Участники кино- и телевизионной отрасли стараются решить проблему импортозамещения и наращивают производство оригинального контента. По оценкам гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, его количество на онлайн-платформах в 2023 году увеличилось на 40% по сравнению с предыдущим годом: «Документальное кино стоит особняком на многих платформах, имеет свою аудиторию. Это направление сейчас стараются возродить, но пока такой контент не присутствует в большом количестве в библиотеках онлайн-кинотеатров». «Доккино — один из явно выраженных трендов 2023 года. Думаю, что он продолжится и количество таких проектов будет расти. Причина в том, что онлайн-кинотеатры активно ищут то идеальное предложение для зрителя, которое позволит его привлечь и отстроиться от конкурентов. Документалка по итогам 2023 года оказалась находкой», — считает директор департамента новых технологий J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов.

За прошедший год сразу несколько участников рынка объявили о росте своего интереса к документалистике. Национальная медиагруппа (НМГ) создала подразделение «НМГ док», до конца 2024 года оно собирается выпустить 100 оригинальных проектов. «Документальные фильмы в последнее время принято называть „новым черным“, их аудитория растет — как на ТВ, так и на платформах», — рассказали «Эксперту» в пресс-службе НМГ. Сделал ставку на неигровое кино онлайн-кинотеатр Premier: в 2023 году он выпустил 21 документальный проект, став лидером по общему количеству таких проектов среди видеосервисов, рассказали в пресс-службе компании. Всего же в прошлом году, по данным агентства J’son and Partners Consulting, на российском рынке онлайн-кинотеатров появилось 48 новых оригинальных докпроектов.

В мае прошлого года НТВ запустил новый канал документального кино «Неизвестная Россия». «Предпосылкой для его создания был именно рост рынка сегмента документального кино в России, а также новая волна популярности у зрителей этого жанра», — говорит Алексей Земский. По его оценкам, глобально на телевидении с 2013 по 2023 год объем документальных программ среди общего хронометража всех программ вырос на 30%. Он отмечает, что доля документальных программ у крупнейших телеканалов общей направленности достаточно стабильна и составляет 5–10% от общего хронометража вещания.

Неигровое преимущество

Документальные расходы

Производство документальных фильмов часто может быть дешевле и проще, чем художественных. «Бюджеты в доке бывают значительно ниже. Меньше съемочная группа. И производство практически не завязано на звезд-актеров, у которых огромные гонорары», — рассказывает главный редактор портала «Кино-Театр.Ру», директор по развитию веб-кинотеатра Chill и продюсер Жан Просянов.

Производственный цикл у документалок может быть короче, чем у игрового кино, рассказывает гендиректор FreeMotion Group Вячеслав Гольдфельд: «Если произошла какая-то история, то можно купить права на сценарий и ее экранизировать — года через два вы получите художественный фильм. С доккино это в разы быстрее: можно сделать фильм уже через месяц». Но так бывает не всегда. Есть «фильмы-наблюдения», которые делаются по несколько лет — такое кино стоит десятки миллионов рублей. «В среднем бюджет проекта, не самого топового, но хорошего, крепкого, — около 3–4 млн руб. за серию» — такие оценки дает Жан Просянов.

Диапазон стоимости документальных фильмов и сериалов достаточно большой, говорит Алексей Земский: «С одной стороны, есть фильмы, которые были сняты на камеру смартфона молодыми режиссерами: их стоимость может исчисляться несколькими десятками тысяч рублей. С другой стороны, есть костюмированные докудрамы с профессиональными актерами, где реконструируются исторические события — стоимость таких документальных фильмов может достигать нескольких миллионов рублей за эпизод. Также есть так называемые специальные документальные проекты — их бюджет может быть сопоставим с художественным фильмом». По мнению Вячеслава Гольдфельда, стоимость документального кино в России сильно недооценена. «Нормальный бюджет документального фильма на Западе начинается от $500 тыс. и достигает $2 млн — это на порядок ниже, чем у игровых проектов. В России средняя стоимость дока — около $100 тыс. (9 млн руб.)», — резюмирует он.

Неигровое преимущество
Фото: Tyler Haehn/Unsplash

Инвестиционный интерес

Государство по-прежнему финансирует бóльшую часть докпроектов, однако вложения платформ и телеканалов уже близки к объемам госинвестиций. По оценкам FreeMotion Group, в 2023 году объемы финансирования документальных проектов в России достигли 5–5,2 млрд руб., из которых 2,5 млрд руб. пришлись на государство. Затраты онлайн-платформ, телеканалов и частных инвесторов составили 2 млрд руб., региональная поддержка — еще 500–700 млн руб.

ЦИФРЫ

Госфинансирование


По данным ассоциации «Гильдия неигрового кино и телевидения», общая господдержка документального кино в 2023 году превысила 1 млрд руб.

В 2023 году финансирование от Министерства культуры получили 105 неигровых фильмов, среди них 60 короткометражных (из них 7 — дебюты) и 45 полнометражных. Общий объем субсидий на неигровое кино составил 534,5 млн руб. А в 2022 году ведомство поддержало 202 неигровых проекта: 9 научно-популярных фильмов, 21 дебют, 53 полных метра, 119 коротких метров. Общий объем финансирования составил 791 млн руб. Объемы финансирования от Минкульта снизились год к году, но произошло перераспределение в пользу других госорганизаций, уточняют в ассоциации.

Как и в 2022 году, ФПРК по итогам 2023 года профинансировал 10 киноальманахов и 50 короткометражных фильмов. Общий бюджет на производство неигровых картин составил 150 млн руб. Фонд культурных инициатив в 2023 году поддержал рекордное число проектов — около 120 документальных проектов на общую сумму более 690 млн руб. «Здесь важно отметить, что это деньги не только на производство, но и на продвижение фильмов», — уточняют в ассоциации. Для ИРИ документальное направление является одним из приоритетных. За последние три года в организацию поступило почти 10 тыс. заявок, из них было поддержано более 1 тыс. Большое внимание ИРИ уделяет дебютным проектам: из 186 заявок поддержано 20, из них 60% проектов — игровые, 20% — документальные и 20% — анимационные. Общий объем инвестиций ИРИ достиг 45 млрд руб.

Помимо государства и онлайн-платформ получить финансирование документальных проектов можно на корпоративном рынке.

Мировые компании уже давно инвестируют свои маркетинговые бюджеты в создание докфильмов. Некоторые корпорации привлекают к съемкам именитых режиссеров

Фильм «О, интернет! Грезы цифрового мира» (2016) по заказу IT-корпорации NetScout снимал немецкий киноклассик Вернер Херцог. Картина о происхождении интернета и его роли в жизни общества собрала порядка $600 тыс. в мировом прокате и обрела статус культовой.

По оценкам FreeMotion Group, объем рынка корпоративного видеоконтента (включая корпоративное ТВ) в России в 2023 году составил 17–20 млрд руб. К 2028–2030 годам объем финансирования документального кино в России вырастет до 7–8 млрд руб., считают в компании. Это произойдет не только благодаря увеличению докконтента на онлайн-платформах, но также за счет роста госфинансирования. В своем послании Федеральному собранию в 2024 году президент Владимир Путин пообещал, что в ближайшие шесть лет на просветительские, образовательные и исторические проекты в кино, интернете и социальных сетях будет направлено более 10 млрд руб. По оценкам Вячеслава Гольдфельда, из этой суммы как минимум 10–12% придется на документальные и научпоп-проекты, также рост документалистики ожидается за счет военного кино.

Несмотря на энтузиазм, с которым участники рынка воспринимают оживление в сегменте неигрового кино, некоторые из них считают, что этот рынок пока находится в стадии формирования. «До сих пор многие уверены, что документальное кино априори дотационное. А ведь оно может и должно приносить прибыль, иначе не будет развиваться. Только когда производители, заказчики и зрители поймут, что документальное кино может быть дорогим, зрелищным, захватывающим и может собирать залы в кинотеатрах, просмотры на платформах и в сетях, давать цифру на ТВ, тогда можно будет говорить, что у документального кино есть рынок», — отмечает представитель пресс-службы НМГ. В мире он есть давно, напоминают в НМГ — по сборам некоторые документальные фильмы могут соперничать с художественными лентами. Примеры — такие неигровые фильмы, как «Майкл Джексон: Вот и все» (сборы — $261 млн), «Фаренгейт 9/11» ($222 млн) или «Эверест» ($127 млн).

Материалы по теме:
Общество, 22 апр 16:10
Ушел из жизни самый влиятельный художник современной России
Общество, 12 мая 2024 17:30
Как зарабатывал советский кинематограф
Общество, 22 апр 2024 09:50
Как изменился экспортный потенциал российских фильмов
Общество, 15 мар 2024 07:30
Зачем государство хочет регулировать креативный класс
Свежие материалы
За каменной стеной
Что происходит на рынке новостроек летом 2025 года
Вагонам сокращают жизненный путь
Промышленность,
На железной дороге наметился тренд на ускоренное списание «грузовиков»
Индекс отыграл встречу в верхах
Финансы,
Инвесторы ждут трехсторонних переговоров