Интервью

Печатному слову нужны читатели

Как развивается книгоиздание в России

Печатному слову нужны читатели
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
В эти выходные в Москве завершается Non/fiction — традиционная и, пожалуй, самая значимая для книгоиздателей ярмарка, по которой можно судить о состоянии книжного рынка страны. «Эксперт» изучил его состояние и рассказывает про основные его тренды. Главный из которых — книги все еще популярны у читателей, а их издание остается прибыльным бизнесом. По итогам 2023 г. объем книжного рынка России достиг отметки 120,35 млрд руб., следует из отраслевого доклада Минцифры РФ, это на 9,6% выше показателей 2022 г. Хотя за 3 года — с 2022-го по ноябрь 2024 г. книги в среднем подорожали на 25%, они по-прежнему находят своего покупателя.

Между Россией и Азией

Для издателей нынешний год стал годом изменений: аудиокниги озвучивает нейросеть, государство объявляет премии за научную фантастику, тиражи бумажных книг сокращаются, цены растут, издатели в поиске новых имен штудируют самиздат и совместными усилиями пытаются побороть пиратов.

В 2024 году российское книгоиздание показало положительную динамику, утверждается в отчете Российской книжной палаты РГБ. Выпуск книг и брошюр за первые 9 месяцев составил 76,3 тыс. названий, что на 5,1% выше показателя за аналогичный период 2023 г., было издано 67,2 тыс. новинок — на 5,9% больше, чем в 2023 г. Совокупный тираж — 266 млн экземпляров, на 2,5% выше прошлогоднего показателя. А вот средний тираж одной книги сократился на 2,5%. Количество переизданий держится на уровне прошлого года, суммарный тираж и средний тираж одного издания вырос на 9%.

Растет, хотя и вынуждено, интерес издателей к российским писателям. «В 2023 году еще отрабатывались права на западных авторов, которые издатели успели приобрести до февраля 2022 года, но в нынешнем году многие из прав уже утратили свою силу, а новые взять невозможно», — говорит шеф-редактор бренда (импринта) NoSugar Books издательства АСТ Елена Яковлева.

«Издатели охотятся за новыми именами, ищут их и в самиздате, и в целом по рынку, устраивают опен-коллы с запросами на определенные жанры. Идет поиск новых звезд на смену тем, кто был раньше», — говорит основатель телеграм-канала Books&Reviews Валерий Шабашов.

Обратная сторона столь быстрой славы — скромные тиражи. «Для новичков тираж 2–3 тыс. экземпляров — это базово, — поясняет Валерий Шабашов. — Если издательство в каком-то новом авторе очень уверено, то 5 тысяч. Если речь о звездах, которые себя уже зарекомендовали, то тиражи будут выше. Но таких звезд немного».

В пример Валерий Шабашов приводит автора, который под псевдонимом Виктор Дашкевич пишет про детектива-колдуна Графа Аверина: «Тоже находка самиздата, просто невероятные тиражи и новый феномен на российском рынке. Талантами земля не обеднела».

«С Японией, в силу специфики ведения бизнеса, работать непросто, но так было всегда, а вот Корея и Китай являют нам своих сочинителей, и там очень живая и яркая литература», — убеждена Елена Яковлева. По ее словам, сегодня идет на рекорд в продажах направление young adult, которое еще 10 лет назад считалось довольно маргинальным.

«В художественной литературе серьезно вырос сегмент young adult — книг для „молодых взрослых“ 14–25 лет со своеобразным жанром и формой подачи, — говорит генеральный директор издательства Clever Александр Альперович. — У людей этого возраста есть потребность во взаимодействии с печатной книгой. Гаджеты для них — это не что-то приобретенное и прогрессивное, для них это „врожденное“. Гаджет — средство коммуникации, а книга — энтертейнмент и взаимодействие с культурой».

Особым спросом пользуются различные форматы графических романов — комиксы, манга, манхьхуа (китайские комиксы) В этом году лидером продаж стала маньхуа «Благословение небожителей» китаянки Мосян Тунсю (с 2022 г., по данным ЭКСМО, продано более 1,2 млн копий ее произведения), сместившая с первого места книгу Ольги Примаченко «К себе нежно».

Печатному слову нужны читатели
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

«Появилось больше книг в жанре ромкомов и темной романтики (ромэнтази — слово года в художественной литературе), — добавляет руководитель по стратегическому развитию Отдела управления продуктом издательства МИФ Ольга Киселева. — Активно эксплуатируются такие темы, как Российская империя, особенно магическая Российская империя, хилинг-романы — это романы, которые позволяют пережить различные эмоции, например, книги о магических кафе, волшебных животных, помогающих людям».

Валерий Шабашов отмечает, что у читателей интерес к научной фантастике накладывается на интерес к Азии. «Мы и раньше слышали, что популярен Лю Ци Синь, но сейчас это стало мейнстримом. В ноябре в России прошел Первый международный научно-фантастический симпозиум. Обсуждалось возрождение этого жанра, во многом подстегиваемое успехами именно китайской научной фантастики. В нее китайское государство вложилось 20 лет назад, и за 12 лет жанр показал просто феноменальный рост, его начал Лю Ци Синь и подхватили еще несколькими авторов из его орбиты». Российские власти тоже примериваются к возрождению традиции советской научной фантастики. Недавно объявили премию: победителям литературного конкурса «Росатом» вместе с партнерами будет выдавать гранты.

В гуманитарном нон-фикшене также популярны темы, связанные с Россией, ее историей, культурой и мифологией.

Главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов напоминает, что до пандемии ковида маятник качнулся было в сторону нон-фикшн, но затем резко вернулся к художественной литературе. И это мировая тенденция.

Печатному слову нужны читатели
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

К примеру, в сети «Буквоед» в среднем по году художественная литература занимает до 40% от общего объема продаж, литература для детей — около 20%, нон-фикшн — до 15%, сюда входят книги о психологии, искусстве, философии и религии.

«В 2023 году в топ-10 было шесть художественных книг и четыре нон-фикшн, а в 2024 — поровну, — отмечает руководитель отдела маркетинговых коммуникаций „Буквоеда“ Виктория Нурмухамедова. — Если смотреть на лидеров продаж, то в 2024 году первое место занимает роман „Мастер и Маргарита“ Михаила Булгакова, а в 2023 году — книга Ольги Примаченко „К себе нежно“».

«Радует, как активно аудитория откликается на книги молодых российских ученых и на произведения, посвященные культуре, истории и современности регионов, — ликует Ольга Киселева. — Это тренды, которых мы ждали долгие годы, и они, наконец, пришли. Наши ученые сейчас совершают множество открытий в области российской мифологии, археологии и фольклора, и все это находит отражение в новых книгах, что привлекает внимание читателей».

Издатели детского nonfiction, которые работают в том числе и на экспорт, особых колебаний рынка не замечают.

«Мы занимаемся познавательной литературой для детей: это книги по различным отраслям знаний, начиная от математики, заканчивая биологией, археологией, историей, — поясняет генеральный директор издательства „Пешком в историю“ Екатерина Каширская. — Рынок взрослой литературы испытывает совершенно другие проблемы, связанные с тем, что многие писатели, Джоан Роулинг или там Стивен Кинг, отказались работать с Россией. Но в детском сегменте мы этого не видим. Мы по-прежнему работаем с нашими зарубежными партнерами из разных стран, европейцы по-прежнему покупают права на наши книги. Правда, менее активно, чем азиатские издательства. Для европейских детей наши книги слишком сложные. Например, книга по истории математики переведена на несколько языков — китайский, вьетнамский, в Европе, в частности, на немецкий. Но если на русском рынке эту книгу берут для детей от 12 лет, то у немцев ее покупают студенты. Очень сдвинут возрастной ценз. Поэтому книги, которые мы делаем, мы больше продаем на восток, чем на запад».

Печатному слову нужны читатели
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Цена прочтения

Цена книги играет особую роль в условиях размытого среднего класса. Читатели, на взгляд Рамиля Фасхутдинова, четко поделись на предельно экономных и тех, кто легко доплачивает за дорогую полиграфию. «Когда у книги полностью закрашенный обрез сочетается с обложкой, это уже произведение искусства, и многие приобретают его как коллекционное издание, то же касается больших альбомов, — рассуждает Фасхутдинов. — Мы видим востребованность очень необычных форматов, того, что людей удивляет, заставляет использовать книгу в качестве подарка. Эта группа потребителей очень требовательна к тому, как выглядит книга, и цена не является для них решающим фактором».

С другой стороны, растет спрос на дешевые книжки в мягкой обложке. Многие издатели практикуют серии перевыпусков, и покупатель не купивший книгу в твердой обложке из-за цены, возвращается, покупая мягкий переплет за 250–350 руб.

«За последний год затраты на печать увеличились почти на 50%, что уровень инфляции явно превышает. Если бы издатели не сдерживали цены на книги искусственно, подорожание на полках было бы значительно», — уверяет Ольга Киселева.

Тем не менее, ожидается, что в 2025 г. книги в рознице подорожают в среднем на 8%, что примерно соответствует прогнозируемой инфляции.

«Цена остается важным фактором при покупке книги, с учетом растущей конкуренции с маркетплейсами, — подтверждает руководитель отдела маркетинговых коммуникаций книжной сети „Буквоед“ Виктория Нурмухамедова. — Чтобы сделать книги доступнее, ОРС „Читай-город — Буквоед“ договорилась с издательствами „Эксмо-АСТ“ и „Альпина“ о снижении цен на новинки на 17–20% в офлайн-магазинах по сравнению с 2023 годом. Эта мера позволяет приблизить розничные цены к уровню цен маркетплейсов и сохранить книжные магазины как пространство для вдохновения и знакомства с книгами».

По продажам у розницы пока паритет с онлайн-магазинами. Выручка на маркетплейсах, на сайтах издательств и книжных магазинов в 2023 г. показала более половины (50,1%, или 45,7 млрд рублей) от общего объема дистрибуции: об этом отчитался Минцифры РФ.

Перед покупателем стоит выбор не только переплета, но и «агрегатного состояния» книги: бумажной, электронной или аудио.

По данным компании MediaScope, 43% россиян читают книги онлайн (23% из них платят за контент), 33% россиян слушают аудиокниги (платно — 26%). Сегмент цифровых книг еще в 2023 г. достиг 14,1 млрд руб. — это на 34% больше по сравнению с предыдущим годом. Сегодня в ходу универсальные форматы, когда один и тот же текст доступен и в «электронке», и в аудиоверсии.

«Аудитория ценит мультиформатный подход, когда одну и ту же книгу можно читать в печатном и электронном варианте, слушать как аудиокнигу и загружать на устройство, — говорит Виктория Нурмухамедова. — Порядка 33% покупателей легко переключаются между этими форматами, совмещая их».

Казалось бы, при озвучивании книг все карты в руки искусственному интеллекту. Технология text-to-speech (TTS) не первый год используется для нон-фикшн литературы. Однако для подписных моделей и ярких художественных произведений крайне важна живая озвучка с хорошими актерами, и сегодня возвращается в тренд производство аудиоспектаклей, отмечает Ольга Киселева.

Глава издательства Clever Александр Альперович уверен, что люди переоценивают значение технологий. «Может быть, через какое-то время мы к этому придем, и наша жизнь станет легче. Но пока с ИИ мы тратим больше времени и денег, но получаем худший результат».

Печатному слову нужны читатели
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Подписные издания

Сервисы типа «Букмейт» (принадлежит «Яндексу»), «Строки» (МТС), «ЛитРес» (Эксмо-АСТ), и Сбер торгуют уже не книгами напрямую, а доступом к различным ресурсам, где размещена и литература. Речь не о прицельной покупке книги или подписки, а об альтернативной модели продаж, о пользовании экосистемой.

«У сервисов своя цель — сохранить пользователей для больших систем, удержать человека и не отпускать, чтобы все продукты были рядом с ним — и сериалы, и книги, и аудиокниги, — негодует Александр Альперович. — Такие сервисы не сами генерируют книжный контент, они приходят за контентом к нам. И если подписка на электронные книги не является для нас чем-то сложным (это утилизация уже созданного контента), то подписка, например, на аудиокниги выглядит для нас все сомнительнее. Создание аудиокниги требует серьезных инвестиций и эти затраты не окупаются. Кроме того, мы не можем отследить, кто читает или слушает наши книги. У нас нет взаимодействия с подписчиками, мы не можем узнать потребности читателей. Тут предпочтительнее маркетплейсы — они позволяют нам полностью контролировать продажи, взаимодействовать с читателями и развиваться».

К развивающимся моделям продаж книг можно причислить самиздат и краудфандинг.

«Платформы самиздата и краудфандинга существуют давно, — напоминает Елена Яковлева. — Еще 10–12 лет назад начинали краудфандить на хорошие, но „неформатные“ или узкосегментированные книги — и вполне успешно. Самиздат тоже лет 5–7 как прочно прижился в качестве альтернативы издательствам. Есть авторы, которые так хорошо чувствуют себя на этих платформах, что их гонорарами не заманишь в традиционное книгоиздание».

По ее мнению, краудфандинг и самиздат будут наращивать мощности за счет читателей, которые получают тексты непосредственно от автора и, по сути, часто могут сами влиять на сюжетные ходы и повороты. Это создает иллюзию близости к автору, которая недоступна в традиционном книгоиздании.

«Ситуация, когда книга или несколько книг одного автора становятся успешными на платформах самиздата, а затем попадают в издательство, стала распространенной, — подтверждает Ольга Киселева. — Существуют также книги, которые продаются на различных платформах самиздата и реализуются в отредактированном виде через издательства. И это не влияет на их продажи».

Печатному слову нужны читатели
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Большие и малые

«У крупных издательств больше возможностей в силу того, что они финансово устойчивее, у них увесистый портфель купленных прав на издание бестселлеров, — полагает Рамиль Фасхутдинов. — Маленькие издательства хороши тем, что они не зажаты рамками корпоративных стандартов и способны иногда легкомысленно отнестись к авторским правам. Там, где крупный издатель поостережется, они могут использовать западные права на героев или на какие-то героические миры, сделать из этого успешный продукт и его в дальнейшем продавать, не покупая лицензию в надежде, что никто не заметит. Но ключевой вопрос — как дальше масштабироваться, где предел роста? Зачастую такие издатели имеют в портфеле 10–30 книг. А следующие бестселлеры становится все сложнее найти».

Малому бизнесу в книгоиздательстве особенно нужна господдержка. «Вопрос о помощи государства отрасли книгоиздания становится с каждым годом все острее, — убеждена исполнительный директор Российского книжного союза Елена Старостина. — Из мер, которые лежат на поверхности и активно сейчас обсуждаются, — это включение книг в проект „Пушкинская карта“ или появление аналогичных именно книжных карт. Обновление фондов школьных библиотек и централизованная закупка премиальных книг в рамках госзаказа. Также необходима поддержка детской литературы и наших национальных авторов. Прямая функция государства — это законотворческая деятельность. И здесь на первый план выходят законодательное регулирование сферы ИИ и борьба с пиратством. Остро необходимо совершенствование механизма Антипиратского меморандума в отношении книжного контента».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 16 мая 21:15
АТРЭ выпустило доклад о людях с ограниченными возможностями здоровья
Общество, 22 фев 2024 16:31
За два года России были зарегистрированы 130 новых телеканалов
Общество, 6 фев 2024 15:10
Аудитория радиостанций продолжает сокращаться
Общество, 7 окт 13:09
Владимиру Путину исполнилось 73 года
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда