— Можно ли найти объяснение тому интересу к фантастике, который в последнее время проявляют государство и крупные корпорации?
— Наличие собственного образа будущего — верный признак жизнеспособности общества. Как и наличие представлений о том, какое будущее является желаемым, а какое — нежелательным.
И на мой взгляд, интерес к фантастике, закономерно проявляется у тех, кто заинтересован в создании и существовании таких образов и представлений. Будь это субъекты государственной политики или организации из бизнес-среды.
Недаром в стратегическом управлении появилось такое понятие, как сценарное планирование. Эта методика, очень схожая с инструментарием фантастики, позволяет представить будущее не в виде сухого отчета с множеством графиков, а как живую историю с персонажами, в которых читатель узнает себя и своих знакомых, увидит проблемы и вызовы, с которыми он столкнется послезавтра.
— Классическая фантастика в свои золотые времена во многом занималась тем, что создавала образ будущего — положительный ли, отрицательный ли, но цельный. А сейчас кто-нибудь пытается моделировать такие образы будущего?
— Работа с будущим — одна из характерных черт жанра. Конечно, фантасты описывают будущее и сегодня. Однако сложилась интересная ситуация. Дело в том, что исчезло консенсусное будущее — единое представление о том, каким будет мир через несколько десятилетий и даже столетий.
Прежний образ грядущего, неотъемлемыми чертами которого были трансгуманизм, искусственный интеллект, цифровизация и космическая экспансия, уже не представляется неизбежностью.
Появляются и другие взгляды на будущее человечества. Например, у лидера китайской фантастики Лю Цысиня есть рассказ «Переселенцы во времени», в котором описываются перипетии группы людей, решивших отправиться в будущее, чтобы найти для жизни эпоху себе по нраву. В ходе этого путешествия сквозь время они делают несколько остановок и каждый раз принимают решение двигаться дальше. Среди отвергнутых вариантов оказывается и постчеловеческая цивилизация, еще недавно рассматриваемая как «будущее по умолчанию» в произведениях многих фантастов. Путешествие переселенцев во времени завершается, когда они оказываются в мире без следов существования человека на Земле. Они решают строить новую цивилизацию, а их предводитель утверждает, что залог успеха человечества в том, чтобы сохранить корни, связывающие людей с матерью-землей.
Можно сказать, что сегодня конкурируют между собой несколько проектов будущего, причем не все из них до конца осмыслены и сформулированы.
— Как бы вы в целом охарактеризовали сегодняшнее положение дел в российской фантастике?
— Отечественная фантастика сильно поляризована. Есть коммерческие авторы, успешно отрабатывающие штампы и шаблоны жанра. В основном эти писатели публикуются на электронных площадках: Author.Today, «Литрес: Самиздат» и другие.
При этом хватает и авторов, пишущих оригинальные, самобытные истории. Это и молодые авторы, и мастера с именем: например, недавно вышел отличный роман «Персональный детектив» у одного из лидеров последнего поколения еще советских фантастов Владимира Покровского.
Важно отметить и то, что к жанру обращаются в том числе и авторы «высокой литературы» — от Евгения Водолазкина до Михаила Елизарова. С полным на то основанием можно причислить к фантастам и Виктора Пелевина, и Владимира Сорокина.
Произведения этих мастеров написаны в уникальной авторской манере. А вот в коммерческом сегменте жанра заметно преобладание фэнтезийных, сказочных историй. При этом зачастую акцент смещается с сюжета и приключений на эмоциональные переживания героев.
— Можно ли сказать, что классическая фантастика сходит на нет?
— Когда говорят о классической фантастике, как правило, имеют в виду фантастику именно научную. Ту, которая описывала изобретения и открытия, рассказывала о преображении мира и общества под воздействием науки и технологий. Сегодня доля такой фантастики действительно очень мала, а фантастов, работающих в жанре «твердой научной фантастики» и имеющих дело с передовыми научными идеями, и вовсе можно пересчитать по пальцам.
— Мы говорим о России, а в мире схожая ситуация?
— Преобладание фэнтези как раз один из общемировых трендов. Досадно, что при этом научной фантастики, основанной не на магическом восприятии мира, а на рациональном мышлении, становится меньше.
Впрочем, и фэнтези становится богаче и разнообразнее. Появляется всё больше книг, которые базируются не на европейском материале, а на арабских и индийских традициях и мифах.
Особую роль начинает играть и китайская фантастика. Подтверждением тому служит строительство Музея научной фантастики в Чэнду. Здание этого музея спроектировали в архитектурном бюро Захи Хадид. В Китае сегодня фантастика вообще является вопросом государственной важности.
Например, там работает организация под названием «Управление делами будущего». Ее руководители говорят, что их задача — «создать конвейер по производству образов будущего». То есть запустить полный производственный цикл в сфере фантастики: от семинаров для начинающих авторов до экранизаций успешных произведений.
— Как сейчас выглядит фантастический жанр в России с точки зрения бизнеса?
— Важный, влияющий на этот бизнес фактор — это появление площадок электронных публикаций, своего рода самиздата, которые конкурируют за внимание читателя с печатными книгами. Коммерческие авторы, публикующиеся на таких площадках, как правило, в бумажных публикациях не заинтересованы. В том числе и потому, что гонорары в традиционных издательствах и их заработок на сайтах типа «Литрес: Самиздат», Author.Today и других просто несопоставимы. Однако именно работа с традиционными издательствами позволяет писателю быть замеченным критикой и в конечном счете обрести свое место в культурной иерархии.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag