Согласно выводам исследования, сегодня от трети до трех четвертей российских потребителей не могут назвать товары, с которыми у них ассоциируется та или иная страна Содружества. Абсолютное большинство стран СНГ российские потребители ассоциируют с двумя товарными категориями: овощи и фрукты, а также одежда и обувь.
Меньше всего в России потребитель знаком с товарами из Киргизии — назвать хотя бы один товар из этой страны затруднились 69% респондентов. Так же мало знают у нас о продукции из Туркмении (67%) и Казахстана (64%). Лучше российский потребитель знаком с товарами из Белоруссии (36%), Армении (45%) и Узбекистана (48%).
В ходе опросов были выявлены сильные ассоциации с Белоруссией как с поставщиком молочной и мясной продукции, кондитерских изделий, алкоголя, одежды и обуви. Азербайджан как производитель и поставщик товаров ассоциируется у российских потребителей прежде всего с фруктами, чаще всего с гранатом и виноградом. Среди всех стран СНГ это единственная страна, ассоциируемая с чаем.
Армения ассоциируется с производством и продажей алкогольных напитков. Особенно сильны ассоциации с коньяком. Армения также имеет образ страны-поставщика фруктов, сладостей, кондитерских изделий, сухофруктов. Каждый десятый потребитель в качестве ассоциации назвал армянский лаваш.
Очень мало наши потребители знают о Киргизии и Молдавии. В первом случае речь чаще всего идет об одежде и текстиле, а во втором — о вине. Туркменистан относится к странам СНГ, о товарах и продуктах которых российский потребитель не знает практически ничего.
Авторы доклада уверены: сегодня один из главных барьеров в расширении экономического сотрудничества на потребительских рынках связан с плохой информированностью россиян о том, чем живут страны Содружества, какую продукцию производят и какие культурные смыслы вкладывают в нее. Несмотря на территориальную близость, долгие годы россияне не проявляли особого интереса к культуре и образу жизни людей в этих странах. Актуально и обратное: для успешного выхода компаний из СНГ на российский рынок важно учитывать эти культурные различия при разработке маркетинговых кампаний и стратегий продаж.