Исследование было проведено СберУниверситетом при поддержке SberDevices с использованием искусственного интеллекта (ИИ). В рамках исследования были проанализированы результаты 536 интервью, обработан массив данных из более чем 113 тыс. слов. В качестве инструментов использовались SaluteSpeech, GigaChat и ряд других популярных языковых моделей.
По итогам ИИ-анализа были выявлены топ-5 ключевых трендов в образовании. 47% участников опроса отметили рост использования онлайн- и гибридных форматов обучения и онлайн-коммуникаций. Отношение преподавателей к данному тренду отличается: 62% респондентов отметили положительный характер этого тренда для образования (увеличение гибкости обучения, экономия ресурсов, рост доступности материалов, индивидуализация и упрощение охвата аудитории), а 34% — его негативный характер. Основными претензиями стали потеря живого общения с аудиторией, снижение вовлеченности студентов и рост технических сбоев и сложностей. 21% отнеслись к тренду нейтрально.
Вторым по значимости трендом в сфере высшего образования стал рост влияния ИИ на образовательные процессы — его отметили 34% опрошенных. Причем 47% из них назвали тренд позитивным, а 30% — негативным. Позитив связан с повышением эффективности и с автоматизацией ряда процессов, персонализацией образования, а негатив — с академической нечестностью, деградацией навыков у студентов и качеством генерируемого контента. Нейтрально к данному тренду отнеслись 29% респондентов.
Третьим важным трендом стало ускорение трансформации педагогических подходов (26%). Под трансформацией опрошенные понимали, в частности, адаптацию образовательных решений под новые потребности и особенности студентов, интеграцию «мягких» навыков в обучение и смену роли преподавателя — от лектора к наставнику.
Изменения касаются и самих студентов, точнее, их отношения к образовательному процессу — такой тренд отметили 22% респондентов. Причем положительный характер этих изменений отмечают лишь 30% респондентов по сравнению с 62%, которые называют их негативными.
Из тех, кто позитивно относится к тренду, 80% указали спрос на практические навыки и предпринимательский настрой молодежи, еще 20% — на рост цифровых навыков. Негатив же связан со снижением когнитивных способностей обучающихся, падением мотивации к учебе и «потребительским» отношением к преподавателям — устоявшимся уже отношением к образованию «как к услуге».
Пятым важным трендом, причем исключительно негативным, преподаватели считают усиление административной нагрузки и недостаток поддержки со стороны вузов — такой тренд отметили 16% респондентов. При этом 66% указали на несогласованность целей образовательной организации и преподавателей, недостаток прозрачности процессов. Рост бюрократической нагрузки отметили 39%, а 32% указали на недостаточное материально-техническое оснащение и инфраструктуру. Еще 25% указали на слабую поддержку профессионального роста.
Согласно выводам СберУниверситета, сегодня 80% преподавателей активно адаптируются к изменениям. Так, 65% из них «прокачивают» цифровые навыки, 42% — темы для общего развития, 13% — педагогику, 8% — мягкие навыки, а еще 3% — навыки управления проектами. Самыми востребованными цифровыми навыками стали ИИ и машинное обучение, языки программирования и Business Intelligence.
«Будущее образования предполагает значительную трансформацию, а не просто изменение или эволюцию, — прокомментировал итоги исследования Алексей Суханов, заместитель генерального директора, руководитель блока исследований СберУниверситета. — Основным драйвером этой трансформации является искусственный интеллект (ИИ), который внедряется во все сферы жизни. ИИ не только решает задачи, но и влияет на поведение и когнитивные способности студентов. Преподаватели видят риски, связанные с этим, но пока остаются скорее наблюдателями и недостаточно активно меняют свои педагогические подходы и методы взаимодействия со студентами».
Но в целом преподавателям нужно адаптироваться к новым условиям, уверен эксперт, Необходимо, например, чтобы тот же ИИ не заменил собой общение с преподавателем, передачу опыта и взаимодействие студентов между собой. Это важно для поддержания качества образования и подготовки высококвалифицированных кадров. «Перед преподавателями стоит серьезный вызов: они должны не просто изменить свои подходы и инструменты, но и пересмотреть свое отношение к происходящим изменениям. Игнорировать или противодействовать этим процессам не получится. Те, кто попытается игнорировать изменения или не реагировать на них, скорее всего, не достигнут положительных результатов», — заключает Алексей Суханов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag