Проверка «Почты России» СП была инициирована в 2023 г., когда на заседании комитета по собственности Госдумы Федеральное казначейство по итогам собственного аудита заявило, что госкомпания потеряла в 24,5 млрд руб. за год. О проблемах в работе компании ранее заявляли и другие представители власти. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко называла финансовое положение компании «очень печальным» и говорила о «дыре» в ее бюджете. Тогда гендиректор госкомпании Михаил Волков ответил ей, что финансовое положение «Почты России» является «крайне непростым», но компания выполняет социальные функции в регионах.
Комментируя результаты нынешнего отчета, пресс-служба «Почты России» сообщила «Эксперту», что проверка Счетной палаты длилась более года, и госкомпания проделала с нею вместе большую работу. «Были определены ключевые болевые точки, которые не решались в компании долгое время. Уже за два года команде „Почты России“ удалось запустить фундаментальные изменения, — рассказали ее представители. — Компания демонстрирует операционную прибыль, на 35% увеличилась производительность труда. „Почта России“ продолжает обеспечивать выполнение социальной функции». Сейчас на площадке правительства идет обсуждение долгосрочной стратегии «Почты России», и ее ключевые инициативы разработаны в том числе с опорой на рекомендации Счетной палаты, добавили в пресс-службе.
Модернизация не удалась
В отчете СП говорится, что в 2021–2025 годах госкомпания во исполнение поручения президента получила 17 млрд руб. бюджетных инвестиций на модернизацию 3,3 тыс. отделений почтовой связи в сельских и труднодоступных местностях. Но использованы средства были недостаточно эффективно, считают в СП. В 2022–2023 годах госкомпания несвоевременно модернизировала 723 почтовых отделения — то есть всего менее трети от заявленного количества. «Кроме того, до настоящего времени отсутствует перечень почтовых отделений, подлежащих модернизации на период до 2030 года, — говорится в отчете. — Это создает риски невыполнения поручения президента в части модернизации не менее 25 160 отделений почтовой связи до 2030 года».
Есть у Счетной палаты претензии и к одному из основных документов, определяющих деятельность «Почты России». Это Стратегия развития Почты России на период до 2030 г., которая была принята в 2021 г. и с тех пор не пересматривалась, отмечает автор отчета, аудитор СП Данил Шилков. «Документ стратегического планирования, определяющий цели долгосрочного развития почтовой связи на последующие периоды, отсутствует, — пишет он. — Несмотря на то, что Стратегия продолжает действовать, мониторинг ее реализации не ведется, промежуточные итоги реализации не подводились».
Также аудиторы обнаружили, что основной целью госкомпании, согласно ее уставу, является получение прибыли. Но это противоречит социальным и общегосударственным целям «Почты России» — обеспечивать права граждан на свободное получение, распространение и передачу информации, утверждает Шилков.
После акционирования «Почты России» некоторые ее социальные функции исполняются недостаточно эффективно. К примеру, за период 2020–2023 годов количество почтовых отделений, работающих в сокращенном режиме, увеличилось почти вдвое, а число почтовых ящиков, установленных вне отделений связи, снизилось более чем в два раза. Кроме того, по состоянию на 1 января 2024 г. временно не работало каждое шестое почтовое отделение (или более 6 тысяч отделений). Основные причины — неукомплектованность штата, нерентабельность и отсутствие помещений.
Проблема с управлением
В отчете СП раскритикована и система управления «Почтой России». Так, в нем говорится, что за пять лет работы организационная структура госкомпании пересматривалась 25 раз, сменилось три генеральных директора, штат советников управленческого аппарата вырос на 65%, а фонд их оплаты труда — на 48% (с 121,1 млн до 179,2 млн руб.). Руководство сменилась чрезвычайно быстро: за 2020–2024 гг. должность замгендиректора занимали 53 человека, причем среднее время их пребывания в должности — один год и пять месяцев. «Столь частая смена руководства лишает управленческие решения последовательности и преемственности», — сказано в отчете. При этом совет директоров госкомпании не до конца выполняет свои обязанности: он не разработал некоторые ключевые документы, в том числе связанных с кадровой политикой и оплатой труда в «Почте России»). Также не утверждена корпоративная структура Общества. Совет директоров не участвует в управлении зависимыми обществами Почты России.
Также аудиторы отмечают, что нехватка кадров в компании выросла в 2,2 раза с 2020 года — в основном, из-за низких зарплат.
Управление финансов в «Почте России» в СП сочли некачественным. По результатам проверки он выяснил, что АО не проводит нужную экономическую оценку, привлекая заемные средства, а лимит заимствований не установлен. Помимо этого, госкомпания не контролирует отношение чистого долга к EBITDA (объем прибыли до вычета процентов, налогов, износа и начисленной амортизации): на 2024 г. плановое значение по этому показателю на прошлый год составило 69,6, хотя безопасным считается значение не выше 3. Из-за этого долги «Почты России» с 2020 г. выросли на 70% — до 128,3 млрд руб., а расходы на обслуживание долга в 2021–2023 годах увеличились на 79,7% — до 10,6 млрд руб.
Недовольны в Счетной палате остались и тем, как «Почта России» управляет своим имуществом. Принадлежащие госкомпании объекты недвижимости в среднем изношены на 70%, а около 2 тыс. имущественных объектов (полностью или частично свободных) не используются для извлечения прибыли. В пример Шилков приводит почтамт при Павелецком вокзале, площадью в 23,6 тыс. кв. м. и загруженный всего на 15%.
Что рекомендуют аудиторы
По результатам проверки Счетная палата обратилась, в числе прочих, в Генпрокуратуру, чтобы та отреагировала на выявленные нарушения. Помимо этого, аудиторы предложили поручить Минцифры вместе с «Почтой России» и другими операторами почтовой связи разработать и представить в правительство проект документа стратегического планирования для развития почтовой связи на период до 2030 г. Необходимо также составить список почтовых отделений, которые будут модернизированы в ближайшие пять лет. Ранее представитель Минцифры Антон Привезенцев заявил, что в ведомстве обсуждают возможность выделить «Почте России» дополнительно порядка 30 млрд руб. до 2030 г. на модернизацию почтовых отделений (деньги на это будут получены из штрафов за нарушение ПДД).
В числе других рекомендаций — издать директивы по установлению лимита долговых обязательств и предельного значения показателя «Чистый долг / EBITDА» для госкомпании. Минтруду Шилков предложил вместе с Социальным фондом России представить кабмину подготовить поправки в законодательство для выплаты компенсаций сотрудникам, не получившим своевременно пенсии и соцвыплаты. Копии отчета направлены в правительство, администрацию президента и в обе палаты парламента.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag