
Кандидат медицинских наук, доктор экономических наук, автор ОМС России:
Размер взносов по ОМС на работающих и платежей на неработающих граждан и, соответственно, тарифы на медицинские услуги — это случайные цифры. Но в своем отчете Счетная палата упускает из виду главную проблему с финансированием системы ОМС. Дело в том, что оно недостаточно, объем финансирования вдвое меньше, чем он должен быть. Подтверждением этому является невероятный объем рынка платных медицинских услуг, который официально составляет около 1,5 трлн руб. Если учесть затраты на медикаменты, которые люди покупают самостоятельно и в поликлиническом звене, и в стационарном, то получается, что почти 50% общего объема наших медицинских трат мы оплачиваем из своего кармана.
Об этом говорил и Минфин: из той доли ВВП, которая тратится на здравоохранение в целом, почти половина — это затраты граждан на медицинскую помощь. Если идти по пути цивилизованных стран и если у нас растет ВВП (а он, судя по словам премьер-министра Михаила Мишустина, растет и сейчас составляет порядка 200 трлн руб.), то на здравоохранение у нас должно тратиться порядка 5% от него — 10 трлн руб. Но на деле тратится около 6,5 трлн. То есть недофинансирование этой сферы в России серьезное.
Вопрос недофинансирования здравоохранения – первостепенный, его нужно решать раньше всего. А потом уже обсуждать более конкретные вопросы, о которых говорится в отчете Счетной палаты. Потому что тарифы на ОМС у нас ниже себестоимости. Бывает такое, что медучреждения вынуждены готовить целый список платных медицинских услуг, чтобы иметь возможность оказывать населению бесплатные.
При Татьяне Голиковой, возглавлявшей Минздрав в 2007–2012 гг., размер тарифа обязательного медицинского страхования составил 5,1% от фонда оплаты труда. Но размер этих взносов явно не соответствует существующим потребностям. Кроме того, реальности не соответствуют и платежи по ОМС для неработающих граждан (их, согласно закону, оплачивают региональные власти). Я всегда говорил, что если на них власти должны тратить в 2–2,5 раза больше, чем на работающих. А платежи за неработающих очень плохо собираются еще и потому, что региональные власти не хотят оплачивать их страхование.
Тем не менее то, о чем говорится в отчете, важно. Но в идеале, чтобы решить проблему тарифов ОМС, нужно собрать встречу с правительством, палатой, представителями администрации президента, Госдумой и методологами финансовой политики и обсудить все накопившиеся проблемы – недостаток контроля, злоупотребления, коррупцию, неэффективное использование средств. Во главе угла тут находится, я повторюсь, изначальное недофинансирование – в том числе, отсутствие лекарственного страхования. Его уже давно пора ввести хотя бы для отдельных групп населения – для детей, молодежи, беременных женщин, ветеранов.
Из недофинансирования проистекает и еще одна проблема: из-за него специалисты уходят в частный сектор. Из-за всего этого в медицинских учреждениях увеличиваются очереди, снижается доступность услуг, все становится дороже.
Поможет ли отчет Счетной палаты решить проблемы с ОМС? Сложный вопрос. Но этот документ точно попадает на стол ко всем заинтересованным сторонам – в том числе, в правительстве и в Кремле. Он принимается к исполнению, и затем Счетная палата требует отчетов по его исполнению. Ведь в этом документе обязательно есть предложения и рекомендации. И палата впоследствии должна проверить, соблюдаются ли они. Так что ведомства отчитываются перед аудиторами о проделанной работе.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag