Работы Зураба Церетели поражают прежде всего своим масштабом. Каждый, кто оказывается в Москве, может оценить его по возвышающемуся над Москвой-рекой памятнику Петру Первому. Это самое известное его монументальное творение. Среди других его работ: «Дружба навеки» на Тишинской площади, «Добро побеждает зло» перед зданием ОНН в Нью-Йорке, «Разрушить стену недоверия» в Лондоне. Из всех отечественных скульпторов он оказался едва ли не самым востребованным за рубежом.
Как художник он сформировался в Советском Союзе. Ему даже удалось стать главным художником XXII летних Олимпийских игр. В 1960-е смог уехать учиться в Париж и там встретился с такими выдающимися художниками, как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Это делает Зураба Церетели символической фигурой: в своей творческой деятельности он связал современное отечественное искусство не только с советским, но и с искусством начала века, когда в числе его главных героев были как раз и Пикассо и Шагал.

Наивысшая точка его карьеры пришлась на тот исторический период, когда мэром Москвы был Юрий Лужков. Именно тогда и был установлен памятник Петру I, сделавший его еще и самым обсуждаемым художником конца 1990-х. Тогда же Зураб Церетели возглавил Российскую академию художеств. В тот момент ему было уже за 60. Позади был долгий трудный путь художника-монументалиста, украсившего своими работами множество зданий и городских ландшафтов.

С тех пор именно он был самым влиятельным человеком в российском художественном мире. Став функционером, он не перестал быть художником. Как утверждают близкие ему люди, после смерти у него осталось много незаконченных произведений, над которыми он продолжал работать до последних дней. Его картины можно было увидеть на самых разнообразных и необычных выставках. Последняя из них открылась совсем незадолго до его смерти — 19 апреля в большом зале Cube.Moscow под названием «Что за ЦИ? И что за РК?», где одно из творений Зураба Церетели было выставлено вместе с работами еще 50 авторов.

Петр Баранов, член-корреспондент Российской академии художеств, член правления Московского союза художников, заместитель председателя правления Объединения московских скульпторов, куратор галереи А3:Зураб Константинович Церетели — создатель невероятного художественного мира для нашей страны и, не побоюсь этого слова, для всей цивилизации.
Прежде всего он мыслитель, —мудрый, яркий, харизматичный и добрый человек. За свои 92 года он основал несколько культурных институций, а главное — возродил Российскую академию художеств, вернув ей былое величие.
Это человек-феномен, чьё имя ещё при жизни вошло в мировую историю искусства. Мне довелось расти и жить в эпоху его руководства Академией, и я знаю: это Мастер с большой буквы, который находил возможности творить вопреки любым трудностям.
Став президентом Российской академии художеств, в 1990–2000-е годы он не просто удержал её на плаву, но и доказал всем, что художники — важнейший социальный слой общества.
Четверть века назад он основал Музей современного искусства — я до сих помню, как ребёнком был на открытии здания на Петровке. Позже он объединил коллекции и передал государству часть своих личных собраний, создав один из главных музейных комплексов России.
Многие критикуют его за памятник Петру I или Колумбу, но если взглянуть профессионально — это совершенно разные работы, с разной стилистикой, масштабом и замыслом. Да, их объединяет идея монументальности, но каждая — самостоятельное произведение.
С детства Зураб Константинович ассоциировался у меня с праздником жизни: цыганские хоры, грузинские пиры, блистательные гости — от Иосифа Кобзона и Беллы Ахмадулиной до политиков и деятелей искусства со всего мира. Он умел жить ярко, заражал всех своей энергией, любовью к культуре и русскому искусству.
Такими людьми надо не просто восхищаться — надо ценить каждую встречу с ними. Зураб Церетели — человек-эпоха, который не только возродил российское изобразительное искусство, но и 30 лет вёл его вперёд. Каждый художник и деятель культуры должен быть благодарен за счастье жить с ним в одном времени.
Его монументальные работы можно увидеть в городах России и мира — это не просто скульптуры, а сложные инженерно-художественные решения, прорыв в искусстве. В каком-то смысле он — Леонардо да Винчи нашего времени: творец, мыслитель и одна из самых масштабных личностей мировой культуры.
И нам невероятно повезло, что мы могли знать его, общаться с ним и быть его современниками.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag