Всплеск интереса к массовым психотерапевтическим сеансам в России произошел в начале 90-х годов XX века, что неудивительно — интерес к необъяснимым явлениям традиционно растет в период социальных переломов. Такие целители как Анатолий Кашпировский (врач по образованию) и Алан Чумак (бывший журналист) собирали стадионы людей, надеющихся на исцеление, их «лечебные» сеансы транслировало центральное телевидение. Сегодня же, по данным ВЦИОМ, в возможности массовой психотерапии не верит практически никто.
Авторы исследования сообщают, что если в 1994 г. каждый пятый респондент доверял людям, занимающимся массовой психотерапией, то спустя три десятилетия сторонников у этого явления практически не осталось: лишь 3% опрошенных верят тем, кто обещает массово избавлять людей от болезней или вредных привычек. В 90-е годы массовая психотерапия воспринималась как нечто совершенно новое и уникальное, что вызывало большой ажиотаж, полагают специалисты ВЦИОМ, однако с течением времени интерес угас, а многие просто разочаровались в эффективности такого «лечения».
Примечательно, что максимум доверяющих приходится на поколение, родившееся после 1995 года — 8%. Возможно, это является следствием недостатка жизненного опыта или критического мышления, но может говорить и о новой волне интереса к подобным явлениям среди молодых людей, но в иных форматах.
Этим новым форматом, считают авторы исследования, является следование рекомендациям популярных блогеров, в том числе в формате участия в групповых «марафонах счастья» и т.п.. В отличие от массовой психотерапии, массовые «настройки на позитив» пользуются чуть большим доверием — 14%, особенно среди молодого поколения — 29%.
Образование помогает справиться с желанием «настроиться на позитив» с помощью блогеров. Его высокий уровень формирует более критический и рациональный взгляд на подобные мероприятия: 83% в группе с высшим и неполным высшим образованием против 67% среди россиян с неполным средним образованием.
«Справедливости ради надо сказать, — поясняет клинический психолог Асмик Аракелян, — вера в Кашпировского и Чумака у россиян была связана не только с внешними факторами, но и имела биологическую основу, поэтому говорить о глупости и доверчивости наших граждан в тот период не стоит». Эксперт напоминает, что в период перестройки и общей турбулентности в жизни и экономике людям приходилось очень тяжело, и их мозг искал способы «спасения». «В эмоционально сложных ситуациях мы чаще предпринимаем спонтанные и необдуманные действия „здесь и сейчас“, склонны к когнитивным ошибкам, теряем способность логически мыслить. Человек начинает катастрофизировать ситуации, обобщать, искать какой-то магический подтекст в происходящем», — говорит эксперт. — «При серьезной опасности мозг вырабатывает такую волну нейротрансмиттеров, что ею захлестывается все и вся, лишая человека способности рассуждать рационально минимум на несколько минут. Из этого, в частности, следует колоссальный разрыв между тем, как человек представляет свои действия в критической ситуации и тем, как он в ней в итоге действует».