• USD Бирж 1.07 -10.32
  • EUR Бирж 12.55 -85.53
  • CNY Бирж 28.85 +-16.28
  • АЛРОСА ао 76.42 +-0.28
  • СевСт-ао 1873.8 +-1
  • ГАЗПРОМ ао 163 -0.89
  • ГМКНорНик 156.52 +-0.4
  • ЛУКОЙЛ 7872 +-13
  • НЛМК ао 230.98 +-0.32
  • Роснефть 581.85 +0
  • Сбербанк 309.21 -0.06
  • Сургнфгз 33.525 -0.05
  • Татнфт 3ао 718.8 +-3.6
  • USD ЦБ 91.78 92.01
  • EUR ЦБ 98.03 98.72
20 лет истории
Cобытия

Высшие учебные замещения

Общество
Высшие учебные замещения
Коллаж: Анна Бабич
Вскоре после того, как в 2022 году стало ясно, что «коллективный Запад» выстраивает вокруг России непроницаемую стену, вопрос поиска новых рынков встал ребром не только для российской промышленности, но и для гуманитарных отраслей. Впрочем, эти рынки быстро нашлись, точнее, вернулись из прошлого — времен СССР.

Двусторонняя непроводимость

О том, насколько значимой для двусторонних отношений с другими государствами является образовательная сфера, говорит тот факт, что уже 13 апреля 2022 года правительство РФ выпустило постановление № 645 о новых правилах сотрудничества российских учреждений среднего, среднего профессионального и высшего образования с аналогичными зарубежными образовательными учреждениями.

Правила, рассчитанные на шесть лет, указывают, что в заключении договоров с такими учреждениями может быть отказано, если те находятся в «недружественных» государствах либо в списке организаций, объявленных властями РФ нежелательными, либо деятельность такого учреждения представляет угрозу для национальной безопасности РФ (каким образом — в документе не указывается).

Помимо ограничений на сотрудничество с образовательными учреждениями, постановление № 645 ограничивает и сотрудничество российских ученых с иностранными коллегами примерно по тем же основаниям.

По сути, постановление № 645 формализовало фактически сложившиеся на тот момент реалии. Столкнувшись с визовым бойкотом, отказом европейских и американских учреждений продолжать контакты с российскими коллегами, у научных институтов и заведений высшего образования России не осталось иного выбора, кроме как сворачивать программы исследований и обмена с западными институтами, наработанные десятилетиями, и искать новые направления (слово «рынки» применительно к научной и образовательной деятельности несколько режет слух, но, по сути, поиск партнеров для вузов мало отличается от поиска таковых для, скажем, производителей станков).

РЕГЛАМЕНТ

Межвузовский обмен


Свободу межвузовских обменов в РФ начали поджимать еще до начала СВО. В июне 2021 года вступили в силу поправки к закону «Об образовании в РФ», которые переводили порядок заключения договоров о международном сотрудничестве из уведомительного в разрешительный. Согласно им, для того, чтобы заключить договор о сотрудничестве с иностранным вузом, российскому вузу необходимо получать разрешение от Минобрнауки, Минпросвещения или ведомства, к которому относится данное образовательное учреждение, направив туда соответствующий запрос. У профильных ведомств появилось право такой запрос отклонить.

Закон расширения вещества

Для российской вузовской системы работа в условиях жестких ограничений не в новинку. Именно так работали советские учреждения высшего образования, и это никак не мешало ряду из них (в первую очередь, конечно, Московскому университету имени Ломоносова) занимать высшие строчки в мировых рейтингах. В годы холодной войны студенты из стран третьего мира приезжали в СССР тысячами, и до сих пор эти контакты у ряда российских вузов сохранялись. Теперь же они в отсутствие выбора в точности по законам физики стали стремительно расширяться, занимая освободившиеся «объемы».

Осенью 2022 года 12 российских университетов создали Российско-Африканский сетевой университет (РАСУ). Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков тогда говорил, что создание РАСУ — «это своего рода мост дружбы для студентов России и Африки».

В апреле 2023 года было заключено соглашение о налаживании межвузовского взаимодействия между Государственным институтом русского языка имени Пушкина и Лаосским национальным университетом. В мае того же года президент Владимир Путин призвал к координации национальных образовательных и научных программ стран ЕАЭС, выработке общих учебных и профессиональных стандартов, выпуску единых учебников.

По данным Минобрнауки РФ, в 2023 году число иностранных студентов в России выросло по сравнению с предыдущим годом на 8,4% (до 351 тыс. человек, но сюда не включены студенты, обучающиеся по коммерческим договорам). Это преимущественно студенты из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, для которых не существует языкового барьера, но есть и учащиеся из Азии и Африки. Из названного количества почти 10% составляют китайские студенты. Иностранцы едут в Россию в основном для того, чтобы изучать медицину, русский язык и физику.

Высшие учебные замещения
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Эта тенденция относится не только к столичным вузам. Например, в Волгограде иностранных студентов местных институтов и университетов, говорящих на французском, арабском, португальском, амхарском языках, можно встретить на каждом шагу. В текущем учебном году здесь их насчитывается около 5 тыс., причем почти половина учится в Медицинском университете. Это не исключительно волгоградская особенность: по данным Минобрнауки, чаще всего иностранцы приезжают в Россию, чтобы учиться именно по специальности «лечебное дело» — в 2023–2024 учебном году в российских медвузах обучается в общей сложности почти 50 тыс. студентов из-за рубежа.

Важным конкурентным преимуществом российских вузов является возможность поступления на бюджетные места (в рамках ежегодных квот). Еще одна причина заинтересованности иностранцев в российском дипломе — возможность после его получения остаться работать в РФ, причем в сегменте высококвалифицированного труда. На 2023 год Россия занимала шестое место в мире по числу принятых иностранных студентов после США, Великобритании, Канады, Франции и Австралии. При этом в РФ до сих пор обучается более 2,1 тыс. граждан стран Евросоюза — это свидетельствует о том, что российские дипломы котируются не только в странах третьего мира.

Привлекательность российского образования нисколько не пострадала от того, что Запад закрыл двери. Пострадали скорее европейские студенты, которые в немалых количествах приезжали в наши вузы. В целом мнение, что азиатско-африканское направление является для российских ученых «игрой в одни ворота», глубоко ошибочно, сказал «Эксперту» заместитель министра науки и образования РФ Андрей Омельчук. «Не надо воспринимать Африку как научно-образовательную пустыню. Там на подъеме работа не только по прикладным, но и по фундаментальным исследованиям. Лучший пример — сотрудничество Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне с Ядерным центром в Кейптауне, ЮАР. Два года назад к этому сотрудничеству присоединился Египет. Можно вспомнить и про Российско-Вьетнамский тропический центр, и про участие Вьетнама в работе упомянутого ОИЯИ», — заявил он.

Тем самым российские вузы в каком-то смысле даже выигрывают от возникновения вакуума на западном направлении. До 2022 года им приходилось конкурировать с европейскими и американскими тяжеловесами. Ректорат МГУ долгое время ставил перед собой не то чтобы очень амбициозную задачу — вернуть главный вуз страны всего лишь в топ-50 вузов мира хотя бы в одной из многочисленных систем оценок. В 2023–2024 году в рейтинге World University Rankings МГУ занимает лишь 95-е место из 1906 возможных, в рейтинге QS — 87-е из 1500, в рейтинге ARWU ― 150-е из 1000, в рейтинге CWUR — 202-е (до этого МГУ никогда не опускался в мировых вузовских рейтингах ниже 200-го места).

Сами по себе это не такие уж и плохие показатели. Но зная, что до 1985 года МГУ стабильно входил в первую десятку вузов мира по числу опубликованных научных работ, качеству образования, востребованности выпускников и прочим критериям, нахождение даже в первой сотне не выглядит чем-то таким, чем можно гордиться. В 2023–2024 году даже Пекинский университет находится в мировых рейтингах выше, чем МГУ имени Ломоносова, не говоря про остальные вузы России.

После 2022 года, пожалуй, только китайские и индийские вузы остались достойными конкурентами российских в борьбе за иностранных студентов, которые не могут обучаться на Западе по финансовым либо политическим причинам

Но китайские университеты одновременно превращаются и в основных партнеров российских высших учебных заведений. Те российские вузы, у которых до западных санкций действовали программы студенческого обмена и получения двойных дипломов с вузами КНР, сохранили их без изменений.

Высшие учебные замещения
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Преодолеть пространственный барьер

Для «трансграничной» учебы после введения западных санкций появились барьеры не только политические, но и технологические. В первую очередь речь идет о сложностях при проведении финансовых трансакций: внесении платы за обучение и т. д. Порой это превращается в настоящий квест, что не укрепляет желание иностранцев заморачиваться поступлением в российский вуз и наоборот.

На сайте Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого (СПбПУ) выложены специальные «инструкции по выживанию» для обучающихся там нероссиян. Советы, прямо скажем, не вдохновляют. Будущим инженерам предлагают открыть валютный счет в российском банке, не находящемся под санкциями, направить реквизиты своего банковского счета родственникам, которые находятся за границей и смогут осуществить перевод денежных средств по этим реквизитам, получать переводы от родителей через систему «Золотая корона» и прочие рекомендации, которые скорее обескураживают, чем вдохновляют.

Аналогичные сложности приходится преодолевать и россиянам, поступающим в зарубежные вузы — это касается в том числе учреждений на дружественном геополитическом пространстве, в том числе в Китае, так как многие из них опасаются вторичных санкций. Рекомендации абитуриентам на сайте Univibes схожи с теми, которые предлагает СПбПУ: открыть карту в банках Казахстана или Кыргызстана через фирмы-посредники; договориться с родственниками, друзьями или знакомыми, проживающими за рубежом, об оплате суммы с их карты. Хороший повод завести родственников в России...

Проректор по научной работе СПбПУ Виталий Сергеев не скрывает, что поддерживать прежний уровень сотрудничества с западными университетами стало затруднительно. «Число проектов с европейскими партнерами, конечно, уменьшилось, потому что мы потеряли доступ к европейским грантам, также свернуты программы приграничного сотрудничества с Финляндией и Эстонией и совместные проекты с европейскими университетами, включая студенческие обмены. Хотя взаимодействие с коллегами на личном уровне сохраняется, им стало тяжело разрабатывать с нами официальные совместные программы, потому что изменились регламенты, причем с обеих сторон. Дело даже не в каких-то запретах — добавились две-три дополнительные бумаги, но эти процедуры понятные и их возможно пройти. Я не ощущаю какого-то принципиального желания российской стороны сворачивать контакты с западными университетами. Но просто чтобы посетить европейскую страну или приехать оттуда в Россию, надо преодолеть многочисленные трудности: от покупки билетов до визовых вопросов. Также любые командировки сильно подорожали», — сказал он «Эксперту».

Болезненно российское вузовское и научное сообщество переживает и сужение возможности для публикаций в западных научных журналах. Опять же формально никаких палок в колеса российским ученым не вставляют: британские, американские, швейцарские журналы в 90% случаев наши работы принимают. Но возникают сложности с оплатой статей и тому подобные моменты, связанные с решениями международных банковских систем, на которые ученые повлиять не в состоянии.

В силу ряда причин у СПбПУ и других российских вузов произошла вынужденная переориентация на Азиатский регион и Африку. Выросло число студентов из Китая, Вьетнама, стран Африки. Политех стал сооснователем РАСУ и его интегратором. То есть в количественном отношении международное сотрудничество Политехнического университета не пострадало, просто появилась другая специфика.

Трудности при такой трансформации тоже возникают, но одновременно это и новые возможности, подчеркивает Виталий Сергеев. «Качество сотрудничества с китайскими университетами было и остается на высоте. Это высокорейтинговые учреждения с прекрасной научно-технической базой, включая космические и передовые энергетические технологии. С африканскими университетами, конечно, так однозначно утверждать не получается. С ними мы выступаем в основном как более продвинутые партнеры», — говорит он.

Даже если не брать в расчет Китай, вузовские и научные программы которого находятся на высшем мировом уровне, сотрудничество со странами Африки и Азии выгодно для России не меньше, чем для этих стран, подтверждает Андрей Омельчук. «Там есть свои уникальные компетенции, нам там тоже есть чему поучиться. Кроме того, обучение наших студентов в этих странах — это прицел на дальнейшую совместную работу, на интеграцию наших экономик. Российские студенты, отучившиеся в этих странах, понимают тамошний менталитет, они становятся проводниками русского влияния там, потому что местные коллеги воспринимают их как своих», — подчеркивает замглавы Минобрнауки РФ.

Что это сотрудничество с дальним прицелом, подтверждает и проректор СПбПУ. «Мы ожидаем, что через образование сформируем в африканских странах слой научной, деловой и административной элиты, которая будет настроена на сотрудничество с Россией в будущем. Мы поэтому приглашаем на учебу самых талантливых африканских ребят, у которых видим наибольшие перспективы в этом плане. Сфера образования представляет собой „мягкую силу“, которая способствует формированию эффективных партнерств и контрактации. Именно с таким геополитическим расчетом, кстати, мы работали с Африкой и в советское время», — заключает Виталий Сергеев.

ЦИФРА

В 2023–2024 году в рейтинге World University Rankings
МГУ ЗАНИМАЕТ

ЛИШЬ
95-е
МЕСТО

ИЗ 1906 ВОЗМОЖНЫХ.

В рейтинге QS — 87-е из 1500, в рейтинге ARWU ― 150-е из 1000, в рейтинге CWUR — 202-е
(до этого МГУ никогда не опускался в мировых вузовских рейтингах ниже 200-го места)

Далее: о том, как смотрят на эту проблему ректор МГИМО Станислав Суровцев и ректор Дальневосточного федерального университета Борис Коробец

Материалы по теме:
Общество, 9 апр 15:06
Интерес к изучению европейских языков снижается, а интерес к восточным языкам растет
Общество, 21 мар 09:30
Как вернуть педагогов и медиков в село
Общество, 19 мар 09:30
Как меняются подходы к профессиональному обучению
Общество, 14 мар 15:50
Почти половина россиян готова получать дополнительное образование, но не за свой счет
Свежие материалы
Рынок акций встречает Первомай красным
Финансы,
Восходящий тренд Индекса Мосбиржи не закончен
«Финансист», Теодор Драйзер
Книги,
Финансы и свобода
Евразийский промышленный кооператив
Промышленность,
На выставке «Иннопром. Центральная Азия» обсудили новые инструменты содействия промышленной кооперации