Интервью

Грузоотправители не дали угля

Угольщики не предъявили к погрузке 4,5 млн тонн на Запад

Грузоотправители не дали угля
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
РЖД потеряли около 4,5 млн тонн в погрузке угля в первом квартале 2025 г. из-за непредъявления его грузоотправителями, рассказал на брифинге журналистам замгендиректора РЖД — начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков. Речь идет о западном направлении перевозок — в порты Азово-Черноморского бассейна и Балтийского моря. В РЖД называют ситуацию «читерством», уровень которого резко вырос — с 2% в прошлом году до 30% в текущем. Монополия призывает в 24 раза повысить штрафы за такие инфлированные заявки на перевозки.

Угольное читерство

«Мы в первом квартале и апреле столкнулись с новым вызовом, который до этого не испытывали, — это инфлированные заявки. Когда грузоотправитель занимается так называемым читерством — заявляет объем груза, которого фактически нет. Здесь есть несколько факторов: можно сказать, что рынок быстро меняется, вступают в силу новые санкции и так далее. Но в такой продукции, как уголь, ничего неожиданного нет. Первый квартал и апрель привели к тому, что у нас до 30% угольной продукции, которая была заявлена в западном направлении — это порты Азово-Черноморского бассейна и Октябрьская железная дорога, Балтийское море, — не были предъявлены к перевозке. У нас ранее отклонение было не более 2%, но не 30%», — рассказал на брифинге журналистам замгендиректора РЖД Михаил Глазков.

На этом РЖД теряли более 150 тыс. тонн груза ежесуточно и всего потеряли около 4,5 млн тонн в погрузке. «РЖД под эту перевозку заказали локомотивы, бригады, и заадресовали порожний подвижной состав, который отравился с припортовой станции, но до станции погрузки не доехал. Сегодня эти вагоны стоят на путях общего пользования, влияя на эксплуатационную работу», — добавил Глазков. В апреле такая проблема сохранилась, заявил топ-менеджер: «Ежесуточно на Северо-Кавказскую, Октябрьскую и саму Западно-Сибирскую дорогу не предъявляется к погрузке груз на 1600 вагонов, это практически 100 тыс. тонн ежедневно. Это согласованные заявки, которые не были подтверждены грузовой базой».

По словам Глазкова, на эту ситуацию повлияли цены на уголь на мировых рынках и «разница рубля и доллара». Какие конкретно компании не предъявили уголь к погрузке, он не сообщил.

Для решения этой проблемы РЖД повторно инициировали повышение штрафов за инфлированную заявку в 24 раза. По словам Глазкова, эта инициатива не новая, она рассматривалась в Совете Федерации еще в 2021 г., но тогда ее посчитали нецелесообразной. Повторно монополия инициировала ее обсуждением летом прошлого года.

РЖД трудно в короткие сроки найти альтернативный груз взамен непредъявленному. «Мы пытаемся заместить, но время на это решение минимально. Нам удалось привлечь дополнительный объем металла и удобрений на Северо-Западе. Но мы не компенсировали потери в полном объеме по непредъявлению угля», — пояснил он.

В конце марта заместитель гендиректора компании «Русский уголь» и одновременно советник гендиректора Кузбасской топливной компании (КТК) по логистике Вячеслав Абашкин на отраслевой конференции уже заявлял, что в апреле эти компании прекратят морской экспорт угля из-за убыточности этой деятельности. По его словам, улучшения можно ждать в июле — августе, когда «начнется сезон, пойдет энергетика».

Почему сокращается морской экспорт углей

Причины сокращения экспорта угля — отрицательная рентабельность таких поставок по всем видам угля и направлениям зарубежных отгрузок, отмечает партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов. Нетбэк на российский энергетический уголь марки Д, произведенный в Кузбассе, при поставках через дальневосточные порты (Восточный) в начале января оценивался NEFT Research примерно в 3350 руб./т, в настоящее время расчетная доходность упала до 655 руб./т.

Нетбэк на аналогичный уголь при отгрузках через балтийские порты (Усть-Луга) сократился с 2730 руб./т в январе до 1190 руб./т в первой декаде апреля, при поставках через южные порты (Тамань) — с 2783 руб./т до 1351 руб./т. Если вычесть себестоимость добычи энергетического угля (в среднем 3500 руб./т по Кемеровской области), то экономика всей поставки уходит в большой минус. Отрицательная доходность сейчас сложилась и при экспорте коксующегося угля.

«Продавать уголь себе в убыток — на фоне низких цен на мировом рынке, неся еще значительные убытки при перевозках — тарифы на перевозку угля по железной дороге в последние годы кратно выросли — долго никто не сможет», — поясняет Александр Котов. При этом непредъявление всего объема углей к поставке в адрес РЖД могла спровоцировать сама монополия, считает Котов: «В 2024–25 годах со стороны РЖД сложилась порочная практика снижения объёмов, подаваемых грузоотправителями к перевозке грузов: угольщики вынуждены перезакладываться на этапе подач заявок, чтобы в результате квотирования со стороны РЖД получить необходимые объёмы. Однако на фоне убыточности экспортных поставок угля, а также укрепления рубля, угольные компании вынуждены отзаявлять объемы». Угольщики, по его словам, живут в парадигме «проси больше — снизят и дадут столько, сколько нужно».

В целом же вывоз угля на экспорт из Кузбасса в восточном направлении в первом квартале идет даже с небольшим опережением графика, рассказал также на брифинге Глазков (14,82 млн т угля вывезено в сравнении с целевым показателем в 14,8 млн т).

О неблагоприятной конъюнктуре на мировом рынке угля сообщила и пресс-служба Минэнерго. «В условиях продолжающегося падения мировых цен на уголь, укрепления рубля и высоких логистических затрат Северо-западное и Южное направления не являются рентабельными для угольных компаний», — сообщили в пресс-службе. По словам представителя ведомства, погрузка по этим направлениям осуществляется в рамках действующих контрактных обязательств компаний с покупателями угля. Что касается вывоза угля в восточном направлении, по итогам первого квартала его общий объём сохраняется на уровне 2024 г., но ситуация разнится от региона к региону. «В Хабаровском крае вывоз увеличился на 51% относительно первого квартала 2024 года — до 1,66 млн тонн, в Забайкальском крае — на 16% до 1,44 млн тонн. При этом в Бурятии и Хакасии наблюдается снижение погрузки на 41% и 59% соответственно», — рассказали в Минэнерго. Там также подчеркнули, что «донастройка экономики экспорта» угля ведется в рамках программы повышения эффективности угольной отрасли, которую Минэнерго разрабатывает совместно с ВЭБ.РФ и Минэкономразвития. На текущий момент все порты, включая южные, уже снизили ставку на перевалку в 1,5–2 раза, а операторы подвижного состава снизили ставки на предоставление вагонов на 30%. Крупнейшие угольные компании, включая «Русский уголь» и КТК, не ответили на запросы «Эксперта». Представитель компании «Эльгауголь» сообщила, что они не прекращали экспортные поставки через РЖД.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 23 янв 18:39
Компаниям Кузбасса придется активизировать поставки в Индию
Промышленность, 28 дек 15:25
Кемеровской области определили квоту вывоза угля
Пустые вагоны мешают движению полных
Промышленность, 13 авг 10:00
Как производят электрические грузовики
Свежие материалы
Физика на сцене
В театре Вахтангова состоялась премьера спектакля о Льве Ландау
Пушкам нужны деньги
В мире,
В ЕС обнаружился кассовый разрыв между планами перевооружения и доступными ресурсами
Инвесторы затаили желания
Финансы,
Рынок акций ждет снижения ключевой ставки