Интервью

Инженеры приручили моторы

«Аэрофлот» начал выполнять сложный ремонт двигателей для Airbus и Boeing

Инженеры приручили моторы
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Россия преодолела зависимость от сервиса импортных авиадвигателей, который оказался недоступен из-за санкций. Группа «Аэрофлот» вслед за S7 начала ремонтировать силовые установки для самых массовых типов зарубежных самолетов — Airbus и Boeing. В декабре 2025 г. были произведены первые ремонты, а с конца 2027 г. их поставят на поток, для чего компания строит собственный завод.

«Буквально в начале декабря был отремонтирован первый двигатель, до конца декабря будут отремонтированы еще два двигателя. В целом запуск полноценного производства по ремонту планируется в четвертом квартале 2027 года», — рассказал глава «Аэрофлота» Сергей Александровский 26 декабря в интервью каналу «России 24». Топ-менеджер также подчеркнул, что несмотря на все внешние ограничения, за последнее время удалось максимально эффективно настроить все процессы, связанные с техобслуживанием, поддержанием летной годности воздушных судов. Это потребовало, по словам Александровского, «достаточно масштабных» преобразований в техническом блоке.

Кто будет выполнять ремонт


Ремонтом двигателей (включая элементы «горячей части») будет заниматься входящая в группу «Аэрофлот» компания «Аэротрасттехникс». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, она была зарегистрирована 7 мая 2025 г., ее уставный капитал составляет 1,67 млрд руб. Предприятие расположено на территории аэропорта «Шереметьево» (базовый для «Аэрофлота»). Производство укомплектовано персоналом, оборудованием и материалами для выполнения первых ремонтов двигателей. «Аэротрасттехникс» займется техобслуживанием и ремонтом силовых установкок CFM56-5B и CFM56-7B производства CFM International (объединение французской Snecma и американской General Electric), которыми комплектуются самолеты Airbus и Boeing. Организация имеет право на выполнение локальных работ, включая ремонт ротора и статора компрессора высокого давления, турбины высокого давления, а также замену модулей турбины и компрессора низкого давления.

Группа «Аэрофлот» в конце октября 2025 г. прошла проверку Росавиации и получила сертификат ФАП-145, подтверждающий право на проведение ремонта авиадвигателей для самолетов Airbus 320ceo и Boeing 737NG — их в парке авиакомпании 110 и 93 единицы соответственно.

В июне Сергей Александровский говорил в интервью «Коммерсанту», что «Аэрофлот» строит большой завода по ремонту авиационных двигателей площадью в 28 тыс. кв. м. Предполагается, что при выходе на проектную мощность на заводе будет выполняться в год до 70 капитальных ремонтов двигателей разных модификаций. В том числе речь шла о CFM и российских ПД-14 и ПД-8. Глава компании тогда отмечал, что завод в «Шереметьеве» начнет работу до 2027 г., но полноценно заработает с 2028 г. Он также сообщил, что при открытии международных рынков компания планирует выполнять работы для иностранных перевозчиков, при сохранении фокуса на перевозчиков группы. Сергей Александровский также подчеркивал, что общение с иностранными лизингодателями и производителями иностранных самолетов «оборвалось» в 2022 г. и с тех пор ничего не изменилось.

«Эксперт» направил в «Аэрофлот» уточняющие вопросы, но на момент публикации ответа не получил.

Фактически обслуживанием иностранных бортов российские авиакомпании вынуждены заниматься самостоятельно. Но им по силам обеспечить качественное обслуживание, в том числе ремонт силовых установок, полагают опрошенные «Экспертом» аналитики.

«„Аэрофлот“ использует ремонтные технологии, оборудование, материалы, прошедшие одобрение российских авиационных властей, и само ремонтное предприятие, и задействованный персонал также имеют все необходимые разрешительные документы», — напомнил в разговоре с «Экспертом» исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Борты с отремонтированными двигателями могут летать по всем направлениям без ограничений, добавил основатель портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин. По его мнению, проблем не должно возникнуть даже при рейсах за рубеж: «Росавиация выдала сертификат на проведение работ, а он признается во всем мире, поскольку Россия, несмотря на санкции, все еще входит в Международную организацию гражданской авиации (ICAO)». Эксперты также отметили, что двигатели в силу разных причин приходится менять в процессе эксплуатации воздушного судна, в том числе на подержанные (сейчас авиакомпании зачастую покупают их для замены вышедших из строя импортных).

«По каждой силовой установке ведется формуляр, где отражается его полная история: сколько месяцев и часов отработал двигатель на том или ином самолете, какие процедуры по обслуживанию проходил, когда и где», — сказал Олег Пантелеев. Ремонт одного двигателя, по оценкам Ильи Шатилина, в среднем занимает 1–2 месяца.

«Аэрофлот» не первым в России освоил ремонт иностранных двигателей.

S7 Technics («дочка» авиакомпании S7) научилась ремонтировать горячую часть CFM56-5B и 7B еще в 2024 г. А локальным ремонтом двигателя CFM-56, включающим разборку для устранения дефектов с заменой лопаток компрессора, турбины и камеры сгорания — предприятие занимается с 2015 г. Согласно последним доступным данным, на май 2024 г. было выполнено 12 капремонтов в цехе S7 Technics в «Шереметьеве». Еще раньше, в 2013 г., техобслуживанием двигателей CFM56−3 занималась авиакомпания «Трансаэро» (обанкротилась в 2017-м).

По оценкам Олега Пантелеева, в России сейчас более 1000 двигателей CFM56. «Судя по тому, что количество двигателей, выводимых на ремонт, будет в ближайшее время достаточно большим, и „Аэрофлоту“, и S7 хватит места на рынке», — полагает он. Обе авиакомпании, по его словам, активно готовятся к пику выбытия: например, S7 ранее заявляла о планах расширения мощностей для ремонта двигателей. Поэтому Олег Пантелеев считает, что «не допустить драматического провала интенсивности эксплуатации самолетов — решаемая задача».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 24 дек 00:10
Как отразится на отрасли интенсивное сокращение парка вертолетов
Промышленность, 15 дек 00:05
От чего будет зависеть пассажиропоток авиакомпаний России в 2026 году
Промышленность, 24 ноя 00:01
Росавиация прогнозирует консолидацию мелких эксплуатантов
Промышленность, 17 ноя 09:00
Что происходит с мировой транспортно-логистической отраслью
Свежие материалы
Инвесторы выключают терминалы
Трейдеры боятся открывать новые позиции перед праздниками
Как подобрать «ключ» к экономике в 2026 году
Мнения,
Насколько в политике ЦБ соотносятся цель и реальность