Интервью

Как закатать асфальт

«Десна» выходит на дорогу

Как закатать асфальт
Коллаж: «Эксперт»
Те, кто привычно хает состояние российских дорог, вряд ли задумываются о том, в каком состоянии находится производство спецтехники для строительства этих самых дорог. Брянское НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения» (ГКМП) дало хороший повод для оптимизма насчет перспектив развития этого важного сегмента инфраструктурного каркаса, открыв новый цех и запустив серийное производство колесных и гусеничных асфальтоукладчиков. Радость омрачает лишь тот факт, что это единственный в России и ЕАЭС производитель такой продукции.

Путевой лист истории

Брянское предприятие, выпускающее в наши дни дорожно-строительную технику под маркой «Десна», ведет свою историю аж с 1752 года. Именно в этом году, правда, не на Десне, а на другой брянской реке — Радице, был построен железный завод. В разные эпохи он был известен как Радицкий, имени Урицкого (ЗиУ), «Строммашина», «Ирмаш». Производственный профиль завода в зависимости от потребностей времени менялся, причем неоднократно. Так, в XIX веке предприятие выпускало молотильные станки и конные приводы, в довоенное советское время — вагоны и паровозы, в послевоенное — роторные экскаваторы и бетонно-облицовочные машины. На удивление завод успешно пережил период рыночных преобразований. Более того, освоил выпуск принципиально новой не только для себя, но и для всего машиностроительного комплекса России дорожной и коммунальной техники, и прежде всего колесных и гусеничных асфальтоукладчиков. С 2016 года предприятие входит в состав ГКМП. Брянские машины для ямочного ремонта активно используются для восстановления проезжей части и благоустройства дворов, автогрейдеры и асфальтоукладчики применяются для обновления и прокладки региональных автодорог (в частности, А-289 в Краснодарском крае), а также строительства и реконструкции федеральных трасс (М-5 «Урал» и М-7 «Волга»).

С введением в 2022 году санкций и уходом с отечественного рынка компаний из Германии, США, Швеции, Японии (собственно этот рынок и поделивших), значимость предприятия и востребованность его продукции заметно выросли

На руку и возрастающие объемы дорожного строительства в стране. У ГКМП появились неплохие перспективы забрать весомую долю рынка, которую представители НПО оценивают в 10%. И это несмотря на агрессивную экспансию китайских производителей, оперативно занимающих высвобождающиеся ниши. На сегодня в продуктовой линейке предприятия два колесных и три гусеничных асфальтоукладчика, предназначенных для работы с горячими асфальтобетонными смесями, щебеночно-мастичными асфальтобетонами, базовыми и финишными слоями. Эксплуатационные характеристики машин — производительность от 300 до 700 т/ч, ширина укладки от 4,5 до 13 м, толщина укладываемого слоя 250–300 мм, вместимость бункера от 8 до 12 т — позволяют задействовать их для самого широкого спектра задач. Основные клиенты предприятия — федеральные управления автодорог, дирекции строящихся автодорог, дорожно-строительные и дорожно-ремонтные предприятия.

Брянские асфальтоукладчики оснащаются отечественными (ЯМЗ) и белорусскими (от Минского моторного завода) силовыми установками. Кроме того, у них родные блоки и узлы гидравлических систем, а также электрика. В целом локализация моделей дорожной техники уже сейчас доведена до 90%. А как только будут найдены аналоги особо технологичных механизмов, в частности гидравлических насосов (заказ на них сделан смежникам из Екатеринбурга), уровень локализации достигнет 98%. В конкурентоспособности своих машин брянские дорожники не сомневаются. На завершившемся в конце мая этого года конкурсе «Инновации в строительной технике-2025», прошедшем в рамках выставки СТТ-2025, новейший образец брянского производства «Десна 2100» был признан асфальтоукладчиком года. Брянская модель обошла китайских флагманов SCMC SUM7200C от FN Group, Sany SAP30C-10; Shantui SPS60-C6 и BULL AP 800 от «Русбизнесавто», победив при этом и в народном онлайн-голосовании.

Как закатать асфальт
Коллаж: «Эксперт»

Технологический скачок

Сделать маркетинговый и эволюционный скачок предприятию помогли Фонд развития МСП Брянской области, выделивший 20 млн руб., и Фонд развития промышленности (координируется ВЭБ.РФ по поручению Минпромторга России), который предоставил по программе «Проекты развития» 180 млн руб. из общей суммы 281 млн руб., инвестированных в расширение производства и закупку современного оборудования.

Новые станки в светлой раскраске с наклейками «ФРП» оживляют антураж даже старых цехов завода, где осуществляются «грязные» производственные процессы: обработка, резка и сварка металла. Впрочем, и на «грязных» участках изрядная часть операций механизирована и выполняется с помощью, например, листогибочных машин, станков плазменной и лазерной резки. Внедрение большего числа единиц нового современного оборудования позволяет не просто снизить долю ручного труда, но и повысить при этом эффективность и качество. Не менее важно для предприятия, что это дает возможность решить проблему дефицита и поставок тех или иных комплектующих, расширив линейку деталей и узлов, выпускаемых собственными силами. Неслучайно из всей партии обновленного оборудования зубофрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ — предмет особой радости и гордости заводчан. Благодаря этому аппарату фирменная дорожная техника будет обеспечена не импортными, а родными зубчатыми колесами с гарантированными параметрами точности обработки, износостойкости и качества. Кстати, в ряду эксплуатируемых заводом единиц оборудования наряду с китайскими и корейскими немало отечественных образцов, в частности от компании «Станкомашстрой» и станкозавода «Саста».

Однако внедрение сложных, а тем более компьютеризированных установок обнажило проблему дефицита квалифицированных кадров

Уровень зарплат на предприятии довольно высок: оператор одного станка с ЧПУ, например, получает в месяц 160 тыс. руб., а обслуживающий сразу два — 200 тыс. руб. И все же специалистов в связи с расширением производства и освоением серийного выпуска новых образцов требуется больше. Сейчас в штате завода около 1 тыс. человек, работающих в две смены. В настоящее время мощности ГКМП позволяют выпускать ежегодно до 40 единиц техники. Но с дополнительной поддержкой, на которую менеджеры ГКМП откровенно рассчитывают, завод, по словам генерального директора НПО «ГКМП» Николая Инютина, способен собирать по 100 машин в год.

Как закатать асфальт
Коллаж: «Эксперт»

Расчет на близость

Глядя на новый просторный цех площадью 30 тыс. кв. м и уже собранные модели асфальтоукладчиков в живописной оранжевой «ливрее», амбициозным планам веришь легко. Презентовавший модели «Десна» первый заместитель генерального директора ГКМП Вадим Алешкин прямо указывает на конкурентные преимущества техники брянского производства. Во-первых, это очевидно более привлекательная цена: новейший флагман «Десна 2100» обойдется заказчикам в 20 млн руб., тогда как, например, немецкий укладчик Vogele — в 43–50 млн руб. Дороже выйдут и сопоставимые китайские модели. Второе преимущество — это высокая ремонтопригодность машин от ГКМП. В отличие от конкурентов из КНР, которым на согласование комплектующих, дефектовку и доставку требуется по три-четыре месяца, что подразумевает простой техники, брянские специалисты решают проблемы с ремонтом за считаные дни. Помогает наличие собственных дилерских и сервисных центров в шести регионах, а также сравнительная близость компании-разработчика: все рекламации тщательно прорабатываются для улучшения качества. В пользу моделей «Десна», разумеется, и то, что это по-настоящему российские машины. В создании модели «Десна 2100», которая разрабатывалась по запросу Минпромторга и с учетом пожеланий дорожно-строительных организаций, участвовали специалисты инженерно-конструкторского корпуса МАДИ. Машина получилась эргономичной, надежной и производительной. У нее гидравлически складываемая крыша с расширенным рабочим пространством и ветрозащитным экраном, регулируемое поворотно-выдвижное место машиниста, быстросъемные дверцы для легкого доступа к важнейшим узлам и масса других больших и малых достоинств. Асфальтоукладчики «Десна 2100» получают хорошие отзывы от дорожников из регионов с разными климатическими условиями: Москвы, Волгограда, Благовещенска...

Помимо асфальтоукладчиков, специалисты компании завершают разработку и других перспективных образцов дорожной техники. В их числе самоходная фреза с шириной фрезерования 1300 мм, которую в случае успешного завершения ходовых испытаний планируется запустить в серийное производство уже в следующем году, и антисегрегационный перегружатель. До сих пор на рынке все машины такого типа были исключительно иностранного производства. К 2030 году ГКМП планирует сформировать модельный ряд всех основных специализированных машин для дорожного строительства.

детали

Проектная помощь

Фонд развития промышленности (ФРП) предоставляет компаниям реального сектора экономики целевые займы по ставке 3% и 5% годовых сроком до семи лет в объеме от 5 млн до 2 млрд руб. За время своего существования ФРП профинансировал более 1,9 тыс. проектов на общую сумму свыше 640 млрд руб., из них 49 проектов по выпуску спецтехники и ее компонентов с общей суммой займов более 30 млрд руб. 26 проектов (включая НПО «ГКМП») уже реализованы.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 18 дек 22:45
От чего зависит устойчивость российской промышленности
Промышленность, 13 дек 11:20
Какие перспективы у черной металлургии в 2026 году
Пять тенденций, которые изменят рынок к 2027 году
Как проходит обновление парка подвижного состава
Свежие материалы
Инвесторы выключают терминалы
Финансы,
Трейдеры боятся открывать новые позиции перед праздниками
Инженеры приручили моторы
Промышленность,
«Аэрофлот» начал выполнять сложный ремонт двигателей для Airbus и Boeing